Медицинские дисциплины - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Методическая разработка практического занятия "Орган зрения"

КГБ ПОУ "Уссурийский медицинский колледж"; г. Уссурийск;автор - Рахманова Галина Ивановна; год 2017; с. 32; слайдов- 29. Методическая разработка состоит из методического блока, плана, содержания занятия. Для формирования и развития навыка самообразования студентов, активизации познавательной активности уделено большое внимание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работе студентов. 

Скачать

1. Методический блок

Тема: «Орган зрения»

Тип занятия:  практическое

Цели занятия:

Учебная

  1. закрепление, обобщение и  систематизация знаний о строении и функциях органа зрения, полученных на теоретическом занятии;
  2. формирование умений и навыков использования медицинской и анатомической терминологии.

Развивающая

  1. развитие логического мышления;
  2. формирование умений проводить аналогии, причинно-следственные связи;
  3. формирование интеллектуальных умений;
  4. формирование самостоятельности в мыслительной деятельности студентов;
  5. развитие речи, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков;
  6. формирование навыков самообразования, самореализации личности.
  7. формирование способности ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать проблемы будущих пациентов;

Воспитательная

  1. привитие  коммуникативных навыков и коллективного труда;
  2. формирование современного научного мировоззрения и интереса к избранной профессии;
  3. развитие общих человеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

 ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.

ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.

ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.

ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.

ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.

ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 3.3. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.

ПК 3.4. Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий.

ПК 3.6. Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар.

ПК 4.1. Организовывать диспансеризацию населения и участвовать в ее проведении.

ПК 4.8. Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения.

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию.

ПК 5.4. Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска.

ПК 5.5. Проводить экспертизу временной нетрудоспособности.

После изучения темы студенты должны

уметь:

  • показывать на муляжах, таблицах, в атласе части органа зрения;
  • использовать медицинскую и анатомическую терминологию;

знать:

  • отделы сенсорной системы;
  • строение и функции органа зрения.

Методы обучения: групповая работа с иллюстративным материалом (муляжами, таблицами); работа в мини группах; кейс – метод (решение ситуационных задач), метод проектов, репродуктивный и исследовательский методы.

Межпредметные связи: основы латинского языка и медицинской  терминологии, генетика человека с основами медицинской генетики, сестринское дело в офтальмологии, патология, фармакология.

Внутрипредметные связи:  Отдельные вопросы цитологии и гистологии, функциональная анатомия конечного мозга, черепные нервы, вегетативная нервная система, обмен веществ в организме, сердечно – сосудистая система, скелет и мышцы головы.

Продолжительность занятия: 90 мин.

Место проведения занятия: кабинет 24 «Анатомия и физиология человека»

Оснащение:

Учебная литература: конспект лекции, учебник "Анатомия и физиология человека».

Методическая  литература: методические указания для студентов.

Учебно-наглядные пособия: планшеты, таблицы, плакаты схемы, рисунки, модель.

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска.

Аудиовизуальные средства обучения: презентация.

 

2. План и содержание занятия

1. Организационная часть - 3 мин.

Проверка санитарного состояния аудитории, присутствующих, наличия формы, готовности студентов к занятию, оснащение рабочего места студента.

2. Начальная мотивация учебной деятельности – 3 мин.

Тема: «Орган зрения»

Цель занятия: закрепить, обобщить и систематизировать  знания, полученные на теоретическом занятии.

Орган зрения – глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 90% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции. Для того чтобы понять, что происходит с органом зрения при различных заболеваниях, нужно знать строение и функции глаза. Организм человека - это целостная система, где все взаимосвязано, и нередко истоки болезней глаз кроются в других органах и системах. Например, при сахарном диабете появляются тяжелые осложнения со стороны глаз; при нарушениях обмена веществ может возникать помутнение хрусталика (катаракта); заболевания сердечно - сосудистой системы отражаются на снабжении кровью сетчатки и зрительного нерва; заболевания нервной, сосудистой и эндокринной систем могут привести к возникновению глаукомы.

3. Определение исходного уровня знаний, умений -10 мин.

3.1. Фронтальный опрос (Приложение № 1)

3.2. Демонстрация строения глазного яблока на муляже.

4. Самостоятельная работа студентов. (Приложение № 2)

4.1. Вводный инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой  студентов – 4 мин

- сообщение целей и задач самостоятельной работы;

- сообщение плана практической работы;

- рекомендации по оформлению результатов работы;

4.2. Самостоятельная работа студентов – 30 мин.

Преподаватель раздает методические указания и объясняет, как с ними работать; осуществляет поэтапный инструктаж и контроль при выполнении заданий студентами.

5. Контроль внеаудиторной самостоятельной работы студентов – 20 мин

Презентация «Строение органа зрения».

Информационное сообщение по теме «Правила, которых следует придерживаться для сохранения хорошего зрения».

6. Итоговый контроль по теме «Орган зрения»  -12 мин (Приложение № 3)

    Итоговый тест разного уровня сложности.

7. Подведение итогов занятия. Выводы -  5 мин.

8. Задание на дом - 3 мин.

1) подготовиться к практическому занятию по теме: «Орган слуха и равновесия»;

2) подготовить ответы на контрольные вопросы.

3. Список рекомендуемой литературы

Основная:

  1. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И., Анатомия и физиология человека Учебник.  Среднее профессиональное образование. – М.: Академия, 2011г.
  2. Самусев Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оникс 21 век, 2015 г.
  3. Федюкович Н.И., Гайнутдинов И.К. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2011г.

Дополнительная:

1.   Барышников С.Д. Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2011 г.

Интернет – ресурсы

  1. https://anatomiya-atlas.ru/?page_id=2236
  2. https://biologys.ru/load/biblioteka/anatomija/anatomija_cheloveka/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Глаз
  4. https://anatomy_atlas.academic.ru/1357/Орган_зрения
  5. https://www.booksmed.com/fiziologiya/1627-anatomiya-cheloveka
  6. https://specieslapp.blogspot.ru/2013/04/blog-post

 

Приложение № 1

 Фронтальный опрос                                                                

1. Назовите части зрительного анализатора.

2. Назовите части органа зрения.

3. Назовите части глазного яблока.

4. Назовите оболочки глазного яблока.

5. Назовите части наружной оболочки глазного яблока.

6. Назовите части средней оболочки глазного яблока.

7. Перечислите функции ресничного тела.

8. Назовите фоторецепторы сетчатки.

9. Перечислите функции колбочек.

10. Опишите два пятна на сетчатке.

11. Перечислите части внутреннего ядра глазного яблока.

12. Перечислите функции хрусталика.

13. Вспомните, что относят к вспомогательному аппарату глаза.

14. Вспомните, что относят к защитному аппарату глаза.

15. Расскажите, чем представлен слезный аппарат.

16. Сформулируйте определение понятий: «дальтонизм», «ахромазия».

17. Сформулируйте определение понятия «рефракция», расскажите, в чем ее измеряют.

18. Назовите основные линзы глаза?

19. Назовите аномалии зрения.

20. Расскажите, как осуществляется коррекция близорукости.

 

                                                                                              Приложение № 2

Методические указания для студентов к практическому занятию

Учебная дисциплина: Анатомия и физиология человека

Специальность: Лечебное дело

Продолжительность 30 мин

Тема занятия:  Орган зрения

Цель: закрепить и  углубить знания студентов по строению и физиологии органа зрения.

По итогам занятия

студент должен знать:

  • отделы сенсорной системы,
  • этапы сенсорного процесса,
  • что такое анализатор по Павлову,
  • виды анализаторов,
  • рецепторы, виды, функции,
  • классификацию сенсорных систем,
  • зрительную сенсорную систему, ее вспомогательный аппарат,
  • светочувствительные рецепторы, светопроводящие пути,
  • оптическую систему глаза - структуры к ней относящиеся,
  • аккомодацию, аккомодационный аппарат,
  • аномалии зрения,
  • особенности бинокулярного зрения.

студент должен уметь:

  • использовать медицинские термины и уметь показать основные структурные компоненты зрительной системы на таблицах и муляжах,
  • объяснить значение хрусталика и ресничного тела при построении изображения на сетчатке,
  • объяснить образование зрительного нерва.

Оснащение:

  1. Учебная литература: конспект лекции, учебник "Анатомия и физиология человека».
  2. Методическая  литература:     методические указания для студентов.
  3. Учебно-наглядные пособия: планшеты; таблицы, плакаты схемы, рисунки, модель.
  4. Информационные  средства обучения: электронные учебники.

Вопросы для определения исходного уровня знаний (групповая работа студентов с иллюстративным материалом: таблицами, муляжами)

1. Что такое анализатор по Павлову?

2. Виды сенсорных систем.

3. Оболочки глазного яблока, виды, строение.

4. Внутреннее ядро, части, строение.

5. Вспомогательный аппарат глаза, виды, значение.         

6. Оптическая система глаза.

7. Световоспринимающая система глаза.

8. Аномалии зрения.

Самостоятельная работа студентов на занятии:

Задание №1. Заполните таблицу: Строение и функции глаза.

Задание № 2. Подпишите обозначения.

Задание № 3. Найдите соответствие.

Задание № 4. Закончите фразу.

Задание № 5. Зарисуйте схему преломления света в оптической системе глаза.

Задание № 6. Выполните практическую работу: «Исследование мигательного и зрачкового рефлексов».

Задание № 7. Решите тест по  теме: «Орган зрения».

Задание 1. Заполните таблицу « Строение и функции глаза»

 

Системы

 

Придатки и части глаза

 

Строение

 

Функции

 

Вспомогательные

Брови

 

 

Веки

 

 

Слезный аппарат

 

 

Оболочки

 

 

 

 

Оптическая

Роговица

 

 

Водянистая влага

 

 

Радужка

 

 

Зрачок

 

 

Хрусталик

 

 

Стекловидное тело

 

 

Световоспринимающая

Фоторецепторы

 

 

Задание 2. Подпишите обозначения:

Задание 3. Найдите соответствие:

1. Наружная оболочка

а) Радужка, ресничное тело, собственно сосудистая оболочка

2. Средняя оболочка

б) Сетчатка, палочки, колбочки

3. Внутренняя оболочка

в) Роговица, склера

 Задание 4. Закончите фразу:

А. Хрусталик - это прозрачное эластичное образование, имеющее форму ............................................................................................................................

Б. Между роговицей и радужкой и между радужкой и хрусталиком имеются небольшие пространства, называемые............................................................................

В. Сетчатка содержит светочувствительные клетки, названные из-за их формы .......................................................................................................................

Г. Полость глаза позади хрусталика заполнена прозрачной желеобразной массой................................................................................................................

Д. Способность  глаза  приспосабливаться  к четкому видению предметов, находящихся от него на различном расстояния,  называют .................................

Е. Преломление света в оптической системе глаза называется....................

Задание 5. Зарисуйте схему преломления света в оптической системе глаза при:

а) соразмерной рефракции;

б) близорукости (миопи́я — «щурюсь»);

в) дальнозоркости (гиперметропия).

Задание 6. Практическая работа  «Исследование мигательного и зрачкового рефлексов» (работа студентов в мини группах).

а) Исследование зрачкового рефлекса

Цель исследования:

обнаружение сужения и расширения зрачка

Объект исследования:

человек

Ход эксперимента:  Работа проводится в парах. Студентам предлагается смотреть друг другу в глаза и наблюдать за шириной зрачка. При этом, исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза испытуемого, затем быстро отводит руку.

После проведения эксперимента студенты должны ответить на вопрос: что происходит со зрачком при ярком освещении и в полутьме?

б) Исследование мигательного рефлекса.

«А знаете ли вы, что глаз совершает от 2 до 5 мигательных движений в минуту, а за 16 часов бодрствования мы мигаем до 4800 раз? Длительность мигания примерно 0,4 секунды».

Цель исследования:

обнаружение мигательного рефлекса

Объект исследования:

человек

Оборудование: чистая мягкая салфетка.

Ход эксперимента: Испытуемый сидит. Экспериментатор осторожно прикасается тканью к ресницам глаза испытуемого. Ответная реакция - смыкание век.

После проведения практической работы заполните таблицу:

Название рефлекса

Способ вызывания

Проявление ответной реакции

Уровень замыкания рефлекторной дуги

Мигательный (ресничный, корнеальный) рефлекс

 

 

 

Зрачковый рефлекс на свет

 

 

 

Задание 7. Тестовый контроль по  теме «Орган зрения»

I. Вариант

Блок задач с выбором ответа

Инструкция: Выбрать правильный ответ

  1. Глазное яблоко имеет оболочки:

а)  фиброзную

б)  мягкую

в)  поддерживающую

г)  твёрдую

  1. Передняя камера глаза находится:

а)  между хрусталиком и стекловидным телом

б)  между роговицей и стекловидным телом

в)  между роговицей и радужкой

г)  между роговицей и стекловидным телом

  1. В области слепого пятна сетчатки:

а)  отсутствуют рецепторы

б)  рецепторы крайне редки

в)  имеются только палочки

г)  имеются только колбочки

  1. Какие рецепторы отвечают за цветовое видение?

а)  колбочки

б)  палочки

  1. Слёзные железы:

а)  расположены в наружном углу глаза

б)  расположены в толще конъюнктивы

в)  расположены во внутреннем углу глаза

г)  расположены в нижнем веке

  1. Если изображение получается за сетчаткой, то этот недостаток называется:

а)  близорукость

б)  астигматизм

в)  дальнозоркость

г)  косоглазие

  1. Если человек носит очки с рассеивающими линзами, то у него:

а)  катаракта

б)  дальнозоркость

в)  близорукость

г)  дальтонизм

  1. Наличие двух глаз у человека называется:

а)  астигматизм       

б)  бинокулярное зрение

в)  аккомодация      

г)  иллюзия

  1. Что такое аккомодация?

а)  приспособление к условиям           

б)  угол зрения

в)  увеличение изображения                

г)  размытость изображения

  1. Назовите расстояние наилучшего зрения

     а)  5-20 см      

     б)  17 мм

в)  50 см              

г)  25 см

II. Вариант

Блок задач с выбором ответа

Инструкция: Выбрать правильный ответ

1. Глазное яблоко состоит из:

а)  одной оболочки

б)  двух оболочек

в)  трех оболочек

2. Внутренней оболочкой глаза является:

а)  сетчатка

б)  сосудистая оболочка

в)  фиброзная оболочка

3. Она является сильной оптической линзой, пропускает и преломляет лучи, а также выполняет важные защитные функции:

а)  склера

б)  роговица

в)  радужка

4. От чего зависит цвет глаз:

а)  от наличия пигмента в склере

б)  от наличия пигмента в радужке

в)  от наличия пигмента в роговице

5. Непрозрачная часть плотной наружной оболочки глаза, обеспечивающая форму и защиту глазного яблока называется;

а)  роговица

б)  радужка

в)  зрачок

г)  склера

 

6. Отдел сосудистой оболочки – «сердце глаза», обеспечивающий продукцию внутриглазной жидкости и аккомодацию называется

а)  сетчатка

б)  хрусталик

в)  хориоидея

г)  цилиарное тело

7. Движения каждого глаза осуществляются:

а)  двумя наружными глазодвигательными мышцами

б)  четырьмя наружными глазодвигательными мышцами

в)  шестью наружными глазодвигательными мышцами

8. Как влияют вегетативные нервы на ширину зрачка?

а)  парасимпатический расширяет, симпатический суживает

б)  парасимпатический суживает, симпатический расширяет

9. Какое заболевание возникает при удлинении глазного яблока? При этом изображение фокусируется впереди сетчатки и отдаленные предметы видны неотчетливо.

а)  дальнозоркость

б)  близорукость

в)  дальтонизм

г)  астигматизм

10. Какое заболевание возникает с возрастом, когда хрусталик отвердевает и теряет способность быть более выпуклым при сокращении ресничной мышцы?

а)  дальнозоркость

б)  близорукость

в)  старческая близорукость

г)  старческая дальнозоркость

 

Приложение № 3

Итоговый контроль по теме «Орган зрения»

I вариант

Блок задач с выбором ответа

Инструкция: Выбрать правильный ответ.

    1. К оболочке глаза относят:

а) хрусталик

б)  стекловидное тело

в)  камеры глаза

г)  сетчатка

2. Возбуждение симпатической нервной системы:

а)  уменьшает частоту и силу сердечных сокращений

б)  расширяет зрачки

в)  сужает зрачки

г)  усиливает тонус и перистальтику кишечника

     3. Функцию аккомодации выполняет:

а)  хрусталик

б)  радужка

в)  роговица

г)  стекловидное тело

4. В какой доле больших полушарий расположена корковая зона зрительного анализатора?

а)  в височной

б)  в лобной

в)  в теменной

г)  в затылочной

5. Изображение проецируется в:

а)  сетчатке

б)  зрительной зоне коры

в)  латеральных коленчатых телах

г)  верхних холмиках четверохолмия

Найдите соответствие:

Задание 1

1. роговица

а) определяет форму глаза

2. хрусталик

б) защищает глаз

3. стекловидное тело

в) определяет цвет глаза

4. радужка

г) преломляет световые лучи

Задание 2

1. пространство, видимое глазу при фиксированном взоре

а) бинокулярное зрение

2. способность глаза четко видеть предметы на различном расстоянии

б) поле зрения

способность глаза видеть предметы более рельефно

в) аккомодация

Продолжите предложение:

1. Глаз состоит из глазного яблока и _________________________________

2. В сосудистой оболочке различают три отдела:

а)______________________________________________________________

б)________________________________________________________________

в)________________________________________________________________

3. В желтом пятне сетчатки  находятся фоторецепторы __________________

4. Слезная железа находится в верхнем _______________углу _____________

5. Катаракта – это __________________________________________________

     Решите ситуационную задачу.

При проверке остроты зрения пациент видит десятую строчку таблицы Сивцева. Назовите остроту зрения у этого пациента.

II вариант

      Блок задач с выбором ответа

Инструкция: Выбрать правильный ответ:

1. К ядру глазного яблока относят:

а)  хрусталик

б)  фиброзная оболочка

в)  сетчатка

г)  радужка

2. Передняя камера находится между:

а)  роговицей и радужкой

б)  роговицей и стекловидным телом

в)  радужкой и хрусталиком

г)  хрусталиком и задней камерой

3. Форму глазного яблока поддерживает:

а)  задняя камера глаза

б)  стекловидное тело

в)  внутреннее ядро

г)  роговица

4. Основные линзы глаза:

а) роговица и хрусталик

б)  хрусталик и стекловидное тело

в)  роговица и камеры глаза

г)  камеры глаза

5. Уменьшение продольной оси глаза ведет к:

а)  астигматизму

б)  дальтонизму

в)  гиперметропии

г)  миопии

Найдите соответствие:

Задание 1

1. дальнозоркость

а) коррекция: цилиндрические линзы

2. близорукость

б) коррекция: двояковыпуклые линзы

3. астигматизм

в) коррекция: двояковогнутые линзы

Задание 2

1. колбочки

а) аккомодация

2. хрусталик

б) восприятие цвета

3. собственно – сосудистая оболочка

в) восприятие сумеречного зрения

4. палочки

г) поглощение света

Продолжите предложение:

1. Защитные образования вспомогательного аппарата:

а) ________________________________________________________________

б) _______________________________________________________________

в) ________________________________________________________________

2. Передний отдел фиброзной оболочки называется ______________________

3. Ресничное тело – утолченная часть _________________ оболочки, расположенная ободком вокруг хрусталика.

4. В слепом пятне нет _______________________________________________

5. Передняя и задняя камеры сообщаются между собой через ______________

Решите ситуационную задачу.

При проверке цветоощущения у мужчины выявлено, что пациент путает красный и зеленый цвет. Какое заболевание можно заподозрить у данного пациента?

Приложение № 4

Эталоны ответов

Эталон ответов   к приложению № 1

1. Анализатор, по И.П. Павлову, состоит из трех тесно связанных между собой отделов: периферического, проводникового и центрального. Рецепторы являются периферическим звеном анализатора; проводящие пути от рецептора до коры больших полушарий, составляют проводниковый отдел анализатора. Участки коры больших полушарий головного мозга, воспринимающие информацию от соответствующих рецепторных образований, составляют центральную часть, или корковый отдел анализатора.

Орган зрения, зрительный нерв, зрительная зона коры больших полушарий.

2. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат.

3. Оболочки и внутреннее ядро.

4. Фиброзная оболочка, сосудистая оболочка, сетчатка.

5. Роговица, склера.

6 . Радужка, ресничное тело, собственно – сосудистая оболочка.

7. Участвует в акте аккомодации.

8. Внутренняя оболочка - сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам. Он образован зрительными рецепторами – палочками и колбочками. В сетчатке насчитывается около 7 млн колбочек и примерно 130 млн палочек. Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

9. Аппарат дневного и цветного видения.

10. Желтое пятно и слепое пятно.

11. Хрусталик, камеры глаза, стекловидное тело.

12. Преломление световых лучей; фокусирование световых лучей на сетчатке; аккомодация – способность глаза видеть разно удаленные предметы.

13. Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.

14. К защитным образованиям относятся брови, ресницы, веки. Брови предохраняют от попадания пота в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли, снега, дождя. Веки защищают глаза во время сна, предохраняют от влияния яркого света, пыли и повреждений.

15. Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими каналами. Слезная железа располагается в костном углублении верхне-наружной стенки орбиты. Секрет слезной железы – слеза, которая омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Избыток жидкости по системе каналов поступает в полость носа. Состав слезы: около 99% воды, NaCl, лизоцим (обладает бактерицидным действием).

16. Врожденное нарушение цветового зрения, когда наблюдается слепота на красный, зеленый, реже фиолетовый цвет. Ахромазия – полная слепота на цвета.

17. Рефракция – преломление световых лучей. Рефракцию измеряют в диоптриях. Одна диоптрия – это преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

18. Роговица и хрусталик – основные линзы глаза.

19. Аномалии зрения: - близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

20. Коррекция близорукости -  двояковогнутые линзы.

Эталон ответов к приложению № 2. Задание 1

Системы

Придатки и части глаза

Строение

Функции

Вспомогательные

Брови

Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза.

Отводят пот со лба

Веки

Кожные складки с ресницами

Защита глаз от ветра, пыли, ярких лучей

Слезный аппарат

Слезные железы и слезовыводящие пути

Слезы смачивают, очищают, дезенфицируют глаз

Оболочки

Фиброзная

Наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани

Защита глаз от механических, химических повреждений, от микроорганизмов

Сосудистая

Средняя оболочка, пронизанная кровеносными сосудами. Внутренняя поверхность содержит слой черного цвета.

Питание глаза, пигмент поглощает световые лучи

Сетчатка

Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов; палочек и колбочек.

Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы.

Оптическая

Роговица

Прозрачная передняя часть белочной оболочки

Преломляет лучи света

Водянистая влага

Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей

Пропускает лучи света

Радужка

Передняя часть сосудистой оболочки с пигментом и мышцами

Пигмент придает цвет глазу, мышцы меняют величину зрачка

Зрачок

Отверстие в радужной оболочке

Регулирует количество света, поступающего в глаз, расширяясь и суживаясь

Хрусталик

Двоякопыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей

Преломляет и фокусирует лучи света,обладает аккомодацией

Стекловидное тело

Прозрачное студенистое вещество

Обеспечивает форму глазного яблока. Поддерживает внутриглазное давление. Проводит световые лучию

Световоспринимающая

Фоторецепторы

Расположены в сетчатке: палочки и колбочки

Палочки воспринимают сумеречное зрение, колбочки – дневное и цветовое.

Задание №2.  Подпишите обозначения.

Общий вид и строение глаза:

1 - зрачок; 

2 - роговица;

3 - радужка; 

4 - хрусталик; 

5 - склера; 

6 - стекловидное тело; 

7 - центральная ямка; 

8 - слепое пятно; 

9 - водянистая влага; 

10 - ресничное тело; 

11 - сетчатка; 

12 - сосудистая оболочка; 

13 -  зрительный нерв.

Задание №3.  Найдите соответствие.

 1-в; 2-а; 3-б.

Задание №4.  Закончите фразу.

А. Двояковыпуклого диска. 

Б. Камеры глаза. 

В. Палочки и колбочки. 

Г. Стекловидное тело. 

Д. Аккомодация. 

Е. Рефракция.

Задание № 5. Зарисуйте схему преломления света в оптической системе глаза при:

а) нет патологии

б) близорукость

в) дальнозоркость

 Задание №6.  «Исследование мигательного и зрачкового рефлексов»

Название рефлекса

Способ вызывания

Проявление ответной реакции

Уровень замыкания рефлекторной дуги

Мигательный, ресничный рефлекс

Осторожное прикосновение тканью к ресницам глаза испытуемого или мягкой бумажкой к роговице над радужкой или склере

Быстрое смыкание век (мигание)

Продолговатый мозг, мост мозга

Зрачковый рефлекс на свет

Испытуемый смотрит на источник света, глаза открыты; исследующий плотно прикрывает ладонями оба глаза испытуемого, затем быстро отводит руку

Сужение зрачка при внезапном освещении его после затемнения

Средний мозг

Задание №7. Тестовый контроль                                            

I вариант

II вариант

1- а

1- в

2- в

2- а

3- а

3- б

4- а

4- б

5- а

5- г

6- в

6- г

7- в

7- в

8- б

8- а

9- а

9- б

10 -г

10- г

Эталон ответов к   приложению № 3

Итоговый контроль

Вариант 1

   Выберите один правильный ответ

1- г

2- а

3- а

4- г

5- а

Найдите соответствие:

Задание № 1

1 – б

2 – г

3 – а

4 -  в

Задание № 2

1 – б

2 -  а

    Продолжите предложение:

1. вспомогательный аппарат

2. а) радужка

    б) ресничное тело

    в) собственно – сосудистая оболочка

3. палочки

4. латеральном, глазницы

5. помутнение хрусталика

Решите ситуационную задачу.

У пациента 100 % (V=1,0)

Итоговый контроль

Вариант 2

    Выберите один правильный ответ

1- а

2- а

3- б

4- а

5- в

    Найдите соответствие:

Задание № 1

1 – б

2 – в

3 – а

    Задание № 2

1 – б

2 -  а

3 – г

4 -  в

    Продолжите предложение:

1. а) ресницы

    б) брови

    в) вены

2. роговица

3. сосудистой

4. фоторецепторов

5. колбочки

Решите ситуационную задачу.

У пациента дальтонизм.

 

Приложение № 5

Правила, которых следует придерживаться для сохранения хорошего зрения

Правила чтения

1. Нельзя читать лежа. Лёжа на спине с книгой в руках являются пережатыми кровеносные сосуды, находящиеся на шее. Чтение в положении «лёжа на боку» приводит к постоянному изменению установки глаз из-за неравно приближённых краёв книги, что тоже не способствует хорошему зрению.

2. Расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев.

3. Во время занятий рабочее место должно быть достаточно хорошо освещено. Свет должен падать на страницы сверху и слева. Во время чтения следует делать перерывы от трех до пяти минут.

4. Транспорт и книга несовместимы.

5. Правильное расположение экрана компьютера и дополнительного освещения оказывают уменьшение вредного воздействия на глаза. Монитор должен стоять так, чтобы не отсвечивался экран, причём верхний его край должен находиться чуть ниже уровня глаз.

Употребление пищи, полезной для глаз.

Это - творог, кефир, отварная рыба, говядина и говяжий язык, индюшка, крольчатина, морковка и капуста, черника, брусника, клюква. И обязательно зелень - петрушку, укроп. Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция - кальций с витамином D, с фосфором.

Гимнастика для глаз.

1. Примите удобное положение, спина прямая, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.

2. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.

3. Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.

4. Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока: Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.

5. Круговые движения глаз - от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.

6. Изменение фокусного расстояния:

 Посмотрите на кончик носа, затем вдаль. Посмотрите на кончик пальца или карандаша, удерживаемого на расстоянии 30 см от глаз, затем вдаль. Повторите упражнение несколько раз. Сожмите веки, затем моргните несколько раз.

7. Закончить гимнастику необходимо массажем век:

 Мягко поглаживайте веки указательным и средним пальцами в направлении от носа к вискам, а затем потрите ладони и легко, без усилий, прикройте ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (на 1 минуту).

Категория: Медицинские дисциплины | Добавил: svetlanaivanskaya (01.11.2018) | Автор: Рахманова Галина Ивановна E W
Просмотров: 346 | Теги: методическая разработка, практического занятия, Орган зрения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0