Внеучебные мероприятия - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Теоретико-практическое внеклассное мероприятие "Наш великий ,могучий, прекрасный русский язык" (3-4 класс)

Никуйко Вера Толятовна, учитель начальных классов, Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Раздольевская основная школа"; Теоретико-практическое внеклассное мероприятие по русскому языку. Данный ресурс можно использовать в любом УМК для начальной школы. Текстовый документ, презентация. Данная работа включает в себя задания для обучающихся 3-4 класса (независимо от образовательной программы и уровня подготовки обучающегося). Данную методическую разработку можно использовать  при организации предметной недели русского языка в начальной школе. Данная работа не требует от учителя большой подготовки и позволяет задействовать в работе большой круг обучающихся. Список использованной литературы: 1. Я иду на урок в начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры) 2. Аверьянова И. В. Лапшина Н.Н. Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе 3.  Статьи из интернета.

«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»

                                                                                                           На доске – эпиграф :

Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

Константин Дмитриевич Бальмонт

Цель:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

Привитие любви к великому русскому языку;

Формирование интереса к нему как к учебному предмету;

Повышение общей языковой культуры;

Умение работать в группах.

Оборудование:

- высказывания писателей о русском языке;

- карточки с заданиями;

- словари

-ноутбук

- портреты писателей

Ход занятия.

1. Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем конкурс «О великий, могучий…»,который включает в себя две части. В первой, теоретической, мы все вместе вспомним высказывания русских и советских писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения о русском языке, а также покажут вам небольшую инсценировку о нелепой  ситуации ,возникшей из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать. А во второй, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.
Итак, начинаем!

2.Основной этап. Теоретическая часть.

 Великий, могучий, правдивый, свободный Народной живительной силы родник! Тебе посвящаем мы праздник сегодня, Наш гордый, наш русский, родной наш язык.

Дорогие ребята, давайте восславим наш русский язык, язык, на котором говорят многие народы, населяющие нашу Великую Россию. Каждый должен хорошо знать русский язык. Он помогает дружить и жить в мире всем людям. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Русский язык изучают во многих странах мира, потому что он очень мелодичен, певуч.

Спросят меня: что похоже на море?
Русский язык – не замедлю с ответом.
Он, словно море, согреет зимою,
Свежесть подарит засушливым летом,
Воды его, разливаясь без края,
Блещут
немеркнущим солнечным светом,
К людям хорошим в далекие страны
Катятся волны с горячим приветом.
Русский язык – безграничное море.


- Вам известны высказывания русских писателей о нашем языке?

- Тогда послушайте.

- Все они говорят о любви к русскому языку.( Дети читают высказывания о русском языке.)

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Классик французской литературы Проспер Мериме так отзывался о русском языке: «Это прекраснейший из всех европейских языков, не исключая и греческого».

Ученик 4. Иван Сергеевич Тургенев в 1882 году посвятил русскому языку стихотворение в прозе.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ученик 5. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 6. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ученик 7. Родной язык надо любить, как мать, как музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы при случае передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

Ты родной владеешь речью, бойко говоришь.
Русский же язык неважно знаешь, мой малыш!
Слушай потому поэта, будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью хорошо владеть.
Эта речь полна величья, гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство, сила красоты.

Историческая справка.

Издавна на Руси грамоте придавали большое значение. Да, действительно, 14 декабря – отмечался такой праздник на Руси. Наум Грамотник был покровителем ребят-учеников. Вот и поговорку про это сложили: “Батюшка Наум, наведи меня на ум”, «Пророк Наум – наведёт на ум», «Пророк Наум наставит на ум». Святой пророк Наум – один из двенадцати малых пророков, происходил из Галилеи. Время его служения относится ко второй половине царствования царя Езекии, к 745 – 714 годам до Рождества Христова. По преданию, он умер на 45 году жизни. В русских книгах XVII века есть упоминания о молитвах святому Науму, который должен помочь постигать науки и прежде всего научиться читать и писать. Почему именно живший в VII веке до нашей эры пророк, чьи предсказания гибели ассирийского города Ниневии изложены в Ветхом Завете, в «Книге пророка Наума», стал покровителем грамотеев? Причины здесь две - созвучие слов (ум и Наум) и крестьянский календарь: зимой работы было меньше, а времени для освоения грамоты – больше…

Под музыку появляются потешники и запевают песню. У одного из них книга с названием «Грамота». Вслед за ними входит Наум.

Песня. Мы с Наумом пришли,
Грамотея привели.
Долго мы его искали,
Наконец нашли.
Будем мы играть,
Чтоб разумней стать.
Очень будем мы стараться,
Все получим “пять”!

Наум: Здравствуйте, ребята. Узнали меня? Да, я дедушка Наум Грамотник. Долгий путь проделал, у многих ребят побывал. С давних времён путешествую. Помню, в старину: Отцы семейства приглашали учителя, чаще всего дьячка, в свой дом. Он приносил с собой букварь и плётку. Сначала ученик получал 3 символических удара плёткой, а затем показывал родителям свои успехи. Мать, по обычаю, в это время причитала по своим детям. Крестьяне считали, что «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит», «Кто грамоте горазд, тому не пропасть», «Корень учения горек, да плод сладок».

В старину учились дети – Их учил церковный дьяк. Приходили на рассвете И твердили буквы так: А да Б – как Аз и Буки, В как Веди, Г – Глаголь, И учитель для «науки» По субботам их порол. Вот какой чудной вначале Наша грамота была. Вот каким пером писали – Из гусиного крыла. Этот нож не без причины Назывался «перочинным», Очиняли им перо, Если не было остро. Трудно грамота давалась Нашим
предкам в старину, А девицам полагалось Не учиться ничему. Обучались лишь мальчишки. Дьяк с указкою в руке На распев читал им книжки На славянском языке. Так, из летописей старых Знали дети москвичей. О литовцах, о татарах И о Родине своей. (Н.Кончаловская)

Наум: Делу время - …. (Дети: Потехе час!). - Слышал, что и у вас дети много знают и умеют. Вот пришёл проверить, чему научились. Готовы ли вы показать свои знания? (Да) Тогда для начала разделимся на две команды. (у детей заранее ленточки разных цветов: красный цвет-первая команда, синий цвет- вторая команда)

Но прежде чем мы начнем соревноваться, немного отдохнем.

Физминутка.

3.Основной этап. Практическая часть.

Игра-соревнование по русскому языку для 3-4 классов.
 

Дети делятся на 2 команды по 6 человек.

1 команда                                                                   2 команда

Сергеева Яна                                                  Умарова Дамелия

Юсупова Динара                                           Шумова Дарина

Тапалов Роман                                               Погорелов Ярослав

Саламатова Карина                                     Никуйко Ксения

Филиппова Дарья                                         Калтумбасова Сауле

Карпов Егор                                                  Нитаев Степан

Придумайте название командам.

1 команда –«Гласные»

Частушка для защиты:

 Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!

2 команда- «Согласные»

Частушка для защиты:

Алфавит растормошили,
На две кучки разложили.
Гласных десять букв всего,
А согласных , аж ведро.

С командами познакомились, а теперь пришло время представить строгое , но справедливое жюри…

Первое задание командам. «Словарные слова.»

Я буду задавать вопросы, а ответ вы должны записать одним словом.

-комната для занятий в школе                                    (кабинет)

-человек, который едет в поезде                                (пассажир)

-дорога с рядами деревьев по обеим сторонам        (шоссе)

-учащиеся школы                                                        (ученики)

-длинная коробочка для ручек, карандашей            (пенал)

-шестой день недели                                                   (суббота)

-цвет сажи, угля                                                           (чёрный)

-водитель автомобиля                                                 (шофёр)

-руководитель школы                                                 (директор)

-сентябрь, октябрь, ноябрь                                         (осень)

-первый месяц года                                                     (январь)

-домашняя птица с красным гребнем на голове      (петух)

-кастрюля, сковорода, тарелки, кружки                    (посуда)

-человек, который учит кого-нибудь                         (учитель)

Сдают листочки жюри на проверку.

-Скажите, пожалуйста, а что это за слова?

- А что мы должны помнить, когда пишем эти словарные слова? 

А как называется словарь, в котором размещены словарные слова?

А какие еще словари вы знаете? (вопрос зрителям)

Известные словари русского языка

Давайте теперь обсудим то, какие бывают словари русского языка.

  • Наиболее известным считается «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный известным ученым В. И. Далем. Данный справочник содержит около 200 тысяч слов. Несмотря на то что ему уже более века, он считается одним из наиболее полных и употребляемых в наше время.
  • Второй не менее важный «Толковый словарь», составленный еще одним известным лингвистом С. И. Ожеговым.
  • «Орфоэпический словарь» был издан двумя разными лингвистами – Р. И. Аванесовым и И. Л. Резниченко. Оба словаря имеют внушительный список слов и пригодятся не только школьникам но и студентам.
  • Отметим также и «Словарь синонимов» З. Е. Александровой и «Словарь антонимов» под редакцией Л. А. Введенской.

Задание второе. «Найди слова.»

Вам необходимо отыскать слова по горизонтали и вертикали, обводя их в кружочек.

Время 3 мин.

П

О

М

И

Д

О

О

Р

О

О

М

О

Р

К

О

В

Ь

Г

М

А

Г

О

Р

О

О

Д

У

И

Л

О

О

В

А

Щ

И

Р

Д

Ь

Р

Е

Б

Я

Т

А

Е

О

Ч

О

К

Л

А

С

С

Ц

Р

И

Д

Е

В

О

Ч

К

А

В

К

Ф

А

М

И

Л

И

Я

 

-А пока дети заняты делом, мы с вами поиграем.

-Я буду зачитывать пословицы и поговорки, а вы будете называть ошибку в них, только поднимайте руки.

1. Шило в горшке не утаишь. (в мешке)

2. В семье не без водопровода. (урода)

3. Дитя не плачет – мать наконец-то выспалась. (не разумеет)

4. Надоевших гостей клином вышибают. (клин)

5. Волка соседи кормят. (ноги)

6. Не имей сто рублей, а имей миллион. (сто друзей)

7. Умный в гору не пойдёт, умный гору подорвёт. (обойдёт)

8. Что с возу упало, то в лес убежало. (пропало)

9. Волков бояться – под одеялом лежать. (в лес не ходить)

10. Кашу соляркой не испортишь. (маслом)

11. Тяжело в учении, легко на каникулах. (в бою)

12. У мышки глаза велики. (у страха)

13. На ловца и паровоз мчится. (и зверь бежит)

14. Друг познаётся за завтраком. (в беде)

15. На обиженных мухоморы растут. (воду возят)

16. Моя хата с краю – но я не скучаю. (ничего не знаю)

(за правильный ответ-конфетка)

Задание третье. «Алфавит.»

3 класс. Расположи сказочных героев в алфавитном порядке.
Мальвина,   Буратино,   Чипполино,     гномы, Незнайка,     Колобок,     Дюймовочка,   Емеля, Хоттабыч,    Кощей.

4 класс. « Поиграем в ШИФРОВАЛЬЩИКОВ»

 - Вам предлагается зашифрованное письмо. Разгадать его тайну смогут лишь те, кто хорошо знаком с буквами русского алфавита.

- Найдите ключ к шифру и расшифруйте эту фразу.

ШЫР-ПИР Ю ПЯПЮЖГЫ ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫГ, ФЁД ГЯГ, ФЁД ГЯГ, ЗЭЛЭМЪГЫЙ ГЁСРЫК.

Замена: звонкие согласные заменены глухими, а глухие – звонкими; буква Р заменяется на Л, М – на Н, и наоборот; буква Й остается неизменной; гласные А, О, У заменяются на Я, Ю,Е и наоборот.)

Конкурс капитанов.

Для 1 капитана                                           Для 2 капитана

Утка-…утёнок                                            медведь-…медвежонок

Слон-…слонёнок                                       волк-…волчонок

Лошадь-…жеребёнок                                корова-…телёнок

Гусь-…гусёнок                                          лиса-…лисёнок

Курица-…цыплёнок                                  собака-…щенок

Индюк-…индюшонок                               верблюд-…верблюжонок

Заяц-…зайчонок                                        лось-…лосёнок

 Игра для первого класса.

Мы весёлые ребята, И не любим мы скучать. С удовольствием сегодня  будем с буквами играть.

Буквы гласные мы знаем – «а – о – у - ы». Мы сейчас их сосчитаем – «а – о – у - ы». (первоклассники загибают пальцы) Однажды по лесу гуляли - «а – о – у - ы». (произносят весело) И случайно заплутали - «а – о – у - ы». (жалобно) Громко нас они позвали - «а – о – у - ы». (громко) Только эхо отвечало - «а – о – у - ы». (тихо) И медведя повстречали - «а – о – у - ы». (испуганно) И от страха задрожали - «а – о – у - ы». (дрожащим голосом) Мишка добрый очень был - «а – о – у - ы». (ласково) И до дому проводил - «а – о – у - ы». (радостно)

Задание четвертое. «Фразеологизмы.»

- Скажите, что означают следующие фразеологизмы:

1. Диву даваться - удивляться
2. На ночь глядя - поздно
3. Выходить из себя - сердиться
4. Водить за нос - обманывать
5. Капля в море - мало
6. Куры не клюют - много
7. Ни свет ни заря - рано
8. Надуть губы - обидеться
9. Повесить нос - грустить
10. Яблоку негде упасть – тесно

Вед: Фразеологизм - это свойственное только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Мы часто используем фразеологизмы в повседневной речи, порой даже, не замечая – ведь некоторые из них просты, привычны, и знакомы с детства. Многие из фразеологизмов пришли к нам из других языков, эпох, сказок, легенд.

Вопросы для гостей.

-Кто из сказочных персонажей мог дать такие телеграммы:

-Купил семена, приезжайте тянуть. (Дед из сказки «Репка)

-Хвост нашли, плакать перестал. (Ослик ИА)

-Помни, все исчезнет после 12 ночи. (Фея из сказки «Золушка»)

- Ушел от зайца, волка и медведя. (Колобок)

-Купили самовар. Приглашаю к чаю. (Муха – Цокотуха)

-Ключ достал. Скоро буду. (Буратино)

 Задание пятое . «Собери пословицу.»

Соедини начало пословицы с его окончанием.

«Нет друга ищи  , а…………..                           в беде.

« Поспешишь,………………                           не ждут.

« Век живи -…………………                           людей насмешишь.

«Семеро одного  ……………                            а потехе час.

« Кто не работает, ………….                            нашел береги.

«Делу время, а………………                           тот не ест.

«Друзья познаются  …………                           век учись.

«Цыплят по осени …………                           считают.

4. Подведение итога.

И так это было последнее задание, пока жюри подводит итоги, мы посмотрим сценку «Несуразные вещи.»

НЕСУРАЗНЫЕ ВЕЩИ
Она: Здравствуй!
Он: Привет!
Она: Чего это ты несёшь?
Он: Несу разные вещи.
Она: Несуразные? Почему они несуразные-то?
Он: Сама ты несуразная, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Поняла? Вот, несу мел.
Она: Что не сумел?
Он: Отстань!
Она: Да ведь ты говоришь "не сумел". Что не сумел-то?
Он: Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
Она: Ну, если ему жена добудет, зачем ты несёшь?
Он: Жена? Какая жена? Это у Мишки-то жена? Ах ты, шутница!

Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.
Она: Вон оно что!
Он: А ещё новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он так давно искал.
Она: Тамарка?
Он: Ага.
Она: И ничего? Симпатичная?
Он: Красивая. Зелёная такая.
Она: Постой, постой... Это что у неё, волосы зелёные что ли?
Он: У кого волосы?
Она: Да у Тамарки!
Он: У какой Тамарки?
Она: Ну, ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка..."
Он: Та! Марка! Марка, понимаешь, которую Мишка давно ищет. Там арка нарисована!
Она: Ага! Всё-таки нарисована Тамарка! Нарисована, да? Так бы и говорил.
Он: Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая ты голова! Арка там нарисована! Арка! Неужели ты даже этого понять не можешь. Некогда мне!
Она: Пока! Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.
Он: Да ну тебя!
Она: Да! Стой, стой!
Он: Ну, что ещё?
Она: Привет передавай.
Он: Кому?
Она: Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене!

Заключение.

Ведущий. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, то есть саму жизнь. Поэтому, ребята, изучайте свой родной русский язык. Всего вам доброго!

(Песня С.Соснина на слова К.Ибряева «Учиться надо весело»)

В дорогу, девчонки, в дорогу, мальчишки,
По лесенке знаний шагайте смелей.
Чудесные встречи и добрые книжки
Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

По лесенке нашей вы сможете скоро
Достичь недоступной морской глубины,
Спуститься под землю, взобраться на горы
И даже дойти до Луны.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

Крутые ступеньки на лесенке будут,
Но выверен точно заветный маршрут,
Чтоб вас подружить с удивительным чудом,
Которое "знаньем" зовут.

И песенка, и песенка в пути нам пригодится,
Учиться надо весело, учиться надо весело,
Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться.

 

Наум:

Если ты хочешь судьбу перестроить,                                    

Если не ищешь отрады цветник.

Если нуждаешься в твердой опоре -

Выучи русский язык.

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи -

Выучи русский язык.

 

 

Категория: Внеучебные мероприятия | Добавил: svetlanaivanskaya (14.10.2018) | Автор: Никуйко Вера Толятовна E W
Просмотров: 23 | Теги: внеклассное, Наш великий, русский язык, Теоретико-практическое, мероприятие, Прекрасный, 3-4 класс, Могучий | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0