Медицинские дисциплины - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Предсмертный уход в лечебно-профилактическом учреждении и на дому

ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж»; методическая разработка практического занятия по МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг; специальность 31.02.01. Лечебное дело и 34.02.01. Сестринское дело; по теме «Предсмертный уход в лечебно-профилактическом учреждении и на дому»; 30 стр.; 2018 год; автор – преподаватель: Северина Светлана Павловна. Предлагаемая методическая разработка практического занятия способствует изучению техники проведения простейшей реанимации и способов психологической поддержки обреченных пациентов.

Скачать

Мотивация темы

Уважаемые студенты!

Медицинские работники, которые решили  связать свою судьбу с работой у постели обреченного пациента, должен научиться такому стилю поведения и такту общения с пациентом  и его близкими, когда будут исключены поверхностные, шаб­лонные суждения и замечания, игнорирующие, принижающие моральный статус умирающего человека. Медицинский персонал должен быть готов к религиозным и философским беседам, диалогам со своими пациентами о справедливости, о смысле жизни, о добре и зле. Вся трудность в такой ситуа­ции заключается в том, что религиозные или философские суждения здесь, в первую очередь, важны не сами по себе, а как средство утешения, примире­ния обреченного человека со своей судьбой. Этика отношения к обреченному пациенту должна строиться на уважении к его личности. С та­ких этических позиций преодоление страха смерти, примирения пациента со своей судьбой становится задачей, на решение которой должна быть направ­лена вся психотерапевтическая поддержка. Для самого обреченного человека в ее решении может заключаться весь смысл его существования.

Как будущие медицинские работники, вы должны уметь самостоятельно действовать в экстремальной ситуации, определять признаки опасные для жизни пациента, которые могут привести к смерти пострадавшего, определять стадии горевания,и уметь оказать помощь родственникам и самому обреченному пациенту.

Знания, полученные вами на сегодняшнем занятии, будут нужны при изучении последующих клинических дисциплин: хирургия, терапия, педиатрия; в повседневной деятельности медработника, на рабочем месте и в быту.

Цели занятия:

Дидактические

1. Изучить способы  психологической поддержки обреченного пациента;

2.Закончить изучение техники проведения простейшей реанимации;

3. Закрепить этико – деонтологические нормы общения с пациентом;

Студент должен знать:

- стадии терминального состояния, их клинические проявления;

-стадии горевания;

-этико - деонтологические особенности общения с обреченным человеком, семьей и близкими.

- потребности семьи и близких обреченного человека;

- роль медицинской сестры в  удовлетворении потребностей обреченного ,его семьи, близких;

-необходимость психологической поддержки сестринского персонала,    работающего с обреченными;

- принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа;

Уметь:

- оценить реакцию пациента на потери и его способность адаптироваться к ним;

- оказывать психологическую  помощь обреченному  и переживающему потери;

- обучать родственников элементам ухода за обреченным;

-осуществить уход за обреченным в стационаре и на дому;

- подготовить тело умершего пациента  к переносу в ПАО

Развивающие:

 - формировать у студентов устойчивый интерес к будущей профессии;

- развивать логическое мышление, умение применять накопленные знания;

- развивать умения работать самостоятельно и коллективно

Воспитательные:

- способствовать формированию личности;

- воспитывать уважение и бережное отношение к будущим пациентам;

- воспитывать у студентов чувство личной ответственности за здоровье и жизнь пациента;

- воспитывать чувство долга, аккуратности, ответственности;

- создавать атмосферу эмоционального подъёма, способствующего изучению темы

Методическая:

- оказать помощь преподавателю при проведении практического занятия;

- установить обратную связь;

- обосновать используемые методы и приёмы учебно-воспитательного процесса.

Продолжительность: 270 минут.

Место проведения: кабинет основ сестринского дела

Карта межпредметных связей

Обеспечивающие

Связь

Обеспечиваемые

Основы общей психологии

Общение.

 

 

Введение в реаниматологию. Терминальное состояние.

Сестринское дело в хирургии и реанимации

Психология уход  за умирающим

Психология. Раздел: Медицинская психология

Введение в предмет Основы реанимации.

Терминальное состояние.

Сердечно – лёгочная реанимация

Основы реанимации

Реаниматология

Острый инфаркт миокарда

Терапия с курсом ПМСП

Сестринский процесс при аритмиях.

Сестринский процесс при ИБС

Сестринское дело в кардиологии

Карта внутрипредметных связей

№ п/п

Обеспечивающие темы

Связь

Обеспечиваемые темы

1.

Мастерство общения в сестринском деле

Потребность пациента в общении

 

2.

Основные потребности пациента

Выявление проблем пациента

 

3.

II – этап сестринского процесса: выявление проблем пациента

 

Выявление проблем пациента

Этико-деонтологические особенности общения с обреченным человеком

 

Предсмертный уход в ЛПУ и на дому.

 

 

Стадии терминального состояния, их клинические проявления.

Особенности проведения сердечно – лёгочной реанимации пострадавшему

 

Сердечно – лёгочная реанимация вне лечебного учреждения.

Сердечно – лёгочная реанимация в лечебном учреждении

Литература

Для преподавателя:

  1. Богоявленский И.Ф., Справочник оказания первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций., С-П, МСПБ «ОАО Медиус» 2005 г., стр. 11-52.
  2. Кюблер-Росс Э.,О смерти и умирании, Киев, «София», 2001 г., стр. 317.
  3. Мурашко В.В., Шуганов Е.Г., Общий уход за больными, М., «Медицина», 1998 г., стр. 215-218.
  4. Бубнов  В.Г. , Бубнова Н.В. , М «АСТ», «Астраль», 2004 г., Атлас спасателя

Для студентов:

Основная:

  1. Лемента Е.В., Прилепская В.Н., Сестринское дело. Практические манипуляции, г. Ростов – на – Дону, «МарТ», 2005 г., стр. 218-219
  2. Мухина С.А., Тарновская И.И., Общий уход за больными, М., «Медицина», 1989., стр. 256-259.
  3. Обуховец Т.П.,Чернова О.В., Основы сестринского дел. Ростов –на – Дону,  «Феникс», 2010г., стр. 726-732.

Дополнительная:

  1. Гребнев А.А., Шептулин А.А., Основы общего ухода за больными.  М., «Медицина», 1991 г., стр. 235-238.
  2. Бубнов  В.Г. , Бубнова Н.В. , М «АСТ», «Астраль», 2004 г., Атлас спасателя

Карта оснащения занятия

№ п/п

Вид

Наименование

Количество

1.

Фантом

Фантом для реанимации

5

2.

Мягкий инвентарь

Марлевые салфетки

Валик

20

5

Карта ТСО и наглядностей

№ п/п

Вид

Наименование

1.

1.1

1.2.

Наглядности

Фото – альбом

Средства наглядности

Атлас спасателя

Доска и мел

Правила техники безопасности

1.Вспомнить правила техники безопасности при работе с жидкими среда­ми пациента с целью профилактики СПИД.

2.Выполнять реанимационные мероприятия на ровной поверхности, стоя перед пострадавшим на коленях.

3.Быть очень внимательным при наложении рук на грудную клетку, чтобы не сломать мечевидный отросток.

Список манипуляций

  1. Правила обращения с трупом  № 122.
  1. Непрямой массаж сердца № 121.

Зачётная манипуляция

1.Непрямой массаж сердца.

Хронокарта занятия

№ п/п

Этапы занятия

Время в минутах

1.

1.1.

 

1.2.

Вводная часть

Организационный момент. Мотивация темы, постановка цели, задач, план занятия, ВМС, МПС.

Проверка домашнего задания

 

2

 

3

2.

2.1.

2.2.

2.3.

Контроль исходного уровня знаний

Блиц – опрос

Тест - эталонный контроль

Фронтальный опрос

 

5

15

20

3.

3.1.

3.2.

Вводный инструктаж

Инструктаж по технике безопасности

Демонстрация манипуляций

 

1

10

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

 

Самостоятельная работа

Отработка манипуляций

Приём зачётной манипуляции

Решение ситуационных задач

Ролевые ситуации « Беседа с обреченным пациентом»

44

30

20

25

5.

5.1.

Подведение итогов занятия

Заполнение дневников

2

6.

6.1.

6.2.

6.3.

Дифференцированный зачет

Тест- лестница

Контрольная работа

Демонстрация манипуляции

20

30

40

7.

7.1.

7.2.

 

Заключительная часть занятия

Рекомендации на практику

Заключительный момент

3

8.

Итого:

270

Блиц – опрос

№ п/п

Вопросы

Ответ

1.

Под каким углом выполняется закапывание капель в глаза

45 0

2.

Оживление организма это

Реанимация

3.

Отсутствие дыхания и сердечной деятельности приводит к развитию

Терминального состояния

4.

Цель закапывания капель в ухо

Лечебная

5.

Сколько капель закапывают в ухо

6-8 капель

6.

Под каким углом выполняется п/к инъекция

450

7.

Назовите явные признаки смерти

Трупные пятна, трупное окоченение, размягчение глазного яблока

8.

Длина иглы для в/к инъекции

15 мм

9.

На сколько минут оставляют турунду в носовом ходу

На 2-3 минуты

10.

Пограничное состояние между жизнью и смертью это

Терминальное состояние

11.

Местомкакой инъекции является передняя брюшная стенка

Подкожной

12.

После пассивного вдоха, грудная клетка пациента опускается в первоначальное положение и это называется

Пассивный выдох

13.

Сколько минут должен посидеть пациент после закапываниякапель в нос

10-15 минут

14.

Как называется воздух с силой вдутый  в дыхательные пути пострадавшего

Пассивный вдох

15.

 Какая инъекция выполняется в верхний наружный квадрат ягодицы.

В/м

16.

Как  водиться клизменный наконечник

На 3-4 см по направлению к пупку и на 8-10см параллельно позвоночнику

17.

Размер и длина иглыдляв/в инъекции

Длина 40 мл,

 диаметр 0,8 мм

18.

Объём шприца для п/к инъекции

1 мл

19.

Абсцесс - это

Гнойное воспаление мягких тканей с образованием полости, заполнением гноем

20.

Гематома - это

Кровоизлияние под кожу

21.

Пациент - это

Человек, индивид, нуждающийся в сестринском уходе и получающий его

22.

Инфильтрат - это

Уплотнение

23.

Диетой называется

Соблюдение здоровым и больным человеком определённого режима и рациона питания

24.

Компрессом называется

Лечебная многослойная повязка

25.

Здоровье - это

Динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации

26.

Дезинсекцией называется

Удаление насекомых с тела пациента

27.

 Пульсом называется

Ритмичные колебания стенок артерии, обусловленные выбросом крови в артериальную систему

28.

Газоотводная трубка вводится на глубину

20 – 30 см

29.

Перед инъекцией руки медсестры обрабатываются

700 этиловым спиртом

30.

Генеральную уборку процедурного кабинета проводят

1 раз в неделю

31.

Количество воды, необходимое для постановки очистительной клизмы

1 – 1,5 л

32.

Бесшлаковая диета исключает приём продуктов

Чёрного хлеба, овощей, молока, фруктов

33.

Положение пациента при постановке клизм

На левом боку, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу

34.

 Что нужно сделать перед постановкой лечебной клизмы

Поставить очистительную клизму

Фронтальный опрос

№ п/п

Вопросы

Эталон ответов

1.

Дайте определение горю

Эмоциональный отклик на утрату или разлуку, проходящий несколько стадий

2.

Что мы имеем в виду- говоря слово потеря

Это может быть потеря работы ,потеря самой жизни, потеря ребенком одного из родителей, потеря конечности

3.

Что называется терминальным состоянием

Терминальное состояние – это граничное состояние, предшествующие биологической смерти или состояние при нарушении жизненно-важных функций: дыхания и кровообращения

4.

На каких стадиях терминального состояния возможно оживление умирающего

На всех стадиях терминального состояния возможно оживление умирающего, так как все терминальные состояния обратимы

5.

Назовите эмоциональные стадии горевания

Реакция отрицания и изоляция, реакция гнева или злости, попытка заключить сделку, депрессия, смирение

6.

Расскажите о первой стадии горевания- реакции отрицания и изоляция

Получив известие о том, что он неизлечимо болен, человек в первый момент отрицает услышанное: «НЕТ, не Я, это не рак Вы ошиблись» Отрицание действует как психологический защитный механизм, предохраняющий  сознание от невыносимых мыслей и переживаний.

7.

Охарактеризуйте вторую стадию: гнева

Человека охватывает гнев, который может вылиться в ярость, возмущение или зависть к тем, кто здоров. Часто объектом гнева становятся врачи и медсестры: «От них нет никакой пользы. Они ничего не знают и думают, как бы уйти быстрее с работы. Меня не обследуют и лечат неправильно».

8.

Охарактеризуйте третью  стадию: попытка заключить сделку

Человек мысленно загадывает: «Если выпадает козырная карта, я выживу, если нет – умру»Часто в роли вершителей судеб выступают врачи: «Если я пообещаю держаться подальше от водки и сигарет, ВЫ меня вылечите?»Иногда больной обращается к богу с просьбой об отсрочке: «еще не сейчас», «ещё немного». Пытается договориться: «Господи, если ты спасешь меня,я обещаю избавиться от своих пороков. Любить своих близких» и так далее.

9.

Расскажите о четвертой стадии горевания: депрессии

Человек впадает в отчаянье и ужас, теряет интерес к житейским проблемам, избегает встреч с родственниками, отдаляется от людей. В этой стадии высок риск суицидальных действий.

10.

Охарактеризуйте пятую стадию: смирения

Эмоционально-психологическое состояние пациента на этой стадии претерпевает принципиальные изменения. Человек подготавливает себя к смерти, смирению и принятию её как факта – «Пусть будет так» На этой стадии идет интенсивная духовная работа: покаяние, углубление в себя, оценка своей жизни и той меры добра и зла, которой можно оценить прожитую жизнь. Человек начинает думать о смерти с тихим смирением: « Я прожил интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть» Лишь немногие больные доживают до стадии смирения – по мнению многих специалистов, работающих с такими больными.

11.

Как  сообщить диагноз обреченному больному

Прежде чем это  сделать, необходимо знать основные законодательные документы, регламентирующие медицинскую деятельность. «Конституция РФ» «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» приказ Министерства здравоохранения РФ № 222 « О мерах по реализации Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Необходимо помнить, что сообщать диагноз больному и его родственникам может только врач. Медсестра должна быть обязательно проинформирована врачом о том, кому и когда сообщают диагноз. Сокрытие истинного диагноза, даже «во благо» интуитивно вызывает у пациента недоверие к персоналу. Если родственники больного желают по каким-то причинам скрыть от него правду, а сам больной хочет её знать, врач всё же должен сообщить диагноз.

12.

 Какие потребности относятся ко второй ступени пирамиды Маслоу

Быть чистым, спать и отдыхать, поддерживать температуру, двигаться, одеваться и раздеваться, быть здоровым, избегать опасности.

13.

Что называется паллиативной помощью

Помощь временно облегчающая проявление болезни, но не излечивающая её.

14.

Что делает медсестра при нарушении удовлетворения потребности быть чистым у постели обреченного пациента

Медсестра обеспечит пациенту проведение утреннего туалета в постели, не менее двух раз в день будет подмывать пациента, проводить мероприятия по профилактике пролежней, обеспечит смену нательного и постельного белья пациенту по мере загрязнения.

15.

Что делает  медсестра при нарушении удовлетворении потребности пациента спать и отдыхать

Обеспечивает максимально комфортные условия для сна и отдыха пациента (тишина, неяркое освещение, приток свежего воздуха, удобная кровать)

16.

Когда устанавливается индивидуальный сестринский пост и что входит в обязанности медицинской сестры

Индивидуальный пост устанавливают для ухода за тяжелобольными и агонирующими пациентами. В обязанности медсестры входит наблюдение за дыханием, пульсом, АД, состоянием сознания, выполнение врачебных назначений

17.

Какова роль медсестры  у постели пациента с нарушением удовлетворения потребности поддерживать температуру  тела

Обеспечивает пациенту физический и психический покой, измеряет температуру тела пациента каждые два часа, обеспечивает уход в зависимости от периода лихорадки, обеспечивает контроль состояния пациента во всех трёх периодах лихорадки.

18.

Какова помощь медсестры у постели пациента с нарушением удовлетворения потребности двигаться

Медсестра обеспечивает рациональный режим физической активности пациенту(поможет поворачиваться, присаживаться в постели, предотвратит падение пациента с постели)

19.

Какова сестринская помощь при нарушении потребности обреченного пациента одеваться и раздеваться

Медсестра поможет пациенту одеваться и раздеваться.

20.

Что включаетсестринская помощь  при нарушении потребности быть здоровым

Медсестра будет поддерживать пациента в комфортных условиях, поможет пациенту справиться с активностью в повседневной жизни (кормить, подавать судно, поворачивать в постели, менять бельё)создает пациенту максимальную возможность для самостоятельного удовлетворения своих потребностей.

21.

Расскажите о сестринской помощи обреченному пациенту при нарушении удовлетворения потребности избегать опасности

Медсестра оценит реакцию пациента и его способность адаптироваться к потере, окажет  психологическую поддержку пациенту, поможет пациенту в его горе и в преодолении этого горя, связанного с ощущением непрерывных потерь, обеспечит пациенту психологическую поддержку со стороны его родственников и близких

22.

Какова при нарушение удовлетворения высших психологических потребностей обреченного пациента и помощь медсестры

К желаниям пациента необходимо относиться с глубоким вниманием, выполнять его просьбы. Нужно следить за тем, чтобы у постели умирающего, даже находящегося в бессознательном состоянии, не прозвучали ранящие слова, не говорить ничего обидного.

 

23.

Расс      Что такое хосписы

Специализированное лечебное учреждение для обреченных пациентов, где оказывается комплексная медицинская помощь, психологическая и социальная

Ситуационные задачи к практическому занятию по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

Задача № 1

Ваша подруга потеряла очень ценную для неё вещь. Пыталась безуспешно  найти, потеря очень сильно её расстроила.

Как вы можете помочь своей подруге?

Задача № 2

После смерти пациента,  дежурная медсестра сняла с умершегоценности и передала их родственникам.

Правильно ли поступила медицинская сестра?

Задача № 3

После смерти пациента и констатации смерти врачом, дежурная медсестра подвязала челюсть, закрыла глаза, раздела труп, написала на бедре фамилию,

№ истории болезни, дату смерти и отправила в ПАО.

Правильно ли поступила медицинская сестра?

Задача № 4

Медицинскую сестру назначили на дежурство к больному, находящемуся в преагональном состоянии в обще палате(индивидуальный пост). Что входит в её обязанности, как она должна поступить?

Задача № 5

Пациенту поставлен диагноз рак прямой кишки. Он  хочет покончить с жизнью и говорит вам об этом.

Как должна  поступить в этой ситуации медицинская сестра?

Задача № 6

Доктор сообщил обреченному пациенту результаты обследования. Онкологический  диагноз подтвердился. Пациент слушал молча, потом сказал: «Нет -этого не может быть. Нет, нет это неправда .. Только не у меня!...... Уйдите все, я хочу побыть один» 

Какую стадию горевания переживает пациент? Как нужно поступить?

Задача № 7

Совместно с дежурным врачом медицинская сестра пытаются успокоить родственника, пациента которому поставлен диагноз – рак желудка. Родственник охвачен гневом, возмущен и обвиняет во всем врачей: «Его лечили неправильно и обследовали  тоже неправильно. Да вы ничего не знаете!»

 Какую стадию горевания переживает родственник? Как поступить в данной ситуации?

Задача № 8

Медсестра зашла в палату и увидела брата пациента стоящего на коленях. Он говорил: « Господи, если ты спасешь моего брата, и он вылечится, я обещаю помогать ему во всем»

О чём  нам говорит  данная ситуация? Какую стадию горевания переживает брат пациента? Как поступить?

Задача № 9

Вы в гостях у подруги,которая недавно похоронила свою маму. Подруга потеряла интерес к жизни, не хочет никого видеть. Говорит о том, что ей очень нужно «туда», к маме.

Как вы поступите? Какую стадию горевания переживает ваша подруга?

Задача № 10

Вы  встретили свою школьную учительницу, которую давно не видели, но знаете, что она серьезно  больна, у нее онкологическое заболевание. Она вам говорит: « Я прожила интересную и насыщенную жизнь. Теперь я могу умереть».

Какую стадию горевания переживает эта женщина?

Эталон ответов к ситуационным задачам к практическому занятию по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

Задача № 1

1. Предложить поискать вместе, подарить что-то   похожее.

Задача № 2

Медицинская сестра, сняв с умершего пациента ценности, передаёт их на хранение старшей медсестре  вместе  с перечнем. Старшая медицинская сестра отдаёт их родственникам под расписку.

Задача № 3

Медицинская сестра поступила правильно.

После констатации смерти труп раздетым, с подвязоной челюстью, закрытыми глазами, без подушки, в положении на спине с разогнутыми конечностями накрывают простынёй и оставляют на 2 часа. Заполняют направление в ПАО с указанием Ф.И.О. умершего, № истории болезни, диагноза, даты наступления смерти. По истечении 2-х часов на бедре умершего пишут его Ф.И.О., № истории болезни.

Задача № 4

В обязанности медицинской сестры, назначенной на дежурство на индивидуальный пост к больному, входит: наблюдать за состоянием пациента, своевременно и эффективно осуществлять комплекс лечебных мероприятий и уход за больным. Поставить вопрос, о размещении умирающего пациента в другую  палату. Смерть  часто для остальных пациентов является огромным потрясением. Неожиданная смерть, глубоко потрясает соседей по палате. Состояние умирающего пациента, не оставляет равнодушными  даже самых сильных духом пациентов. Поэтому,очень важно, вовремя изолировать умирающего пациента.

Задача № 5

Они должны начать немедленно оказывать психологическую помощь пациенту. Сказать на пример: «Твоя жизнь имеет значение, с таким диагнозом можно еще долго прожить. Мы сделаем все, что в наших силах. Не только для того чтобы ты существовал,  а и для того чтобы ты жил с миром и неважно сколько тебе осталось. Нужно жить и побороть эту болезнь»

Задача № 6

Пациент переживает первую стадию горевания  -отрицание и изоляцию. Оставить пациента одного, но издали наблюдать за ним.

Задача № 7

Родственник пациента переживает вторую стадию горевания- гнев. Медперсоналу необходимо оказать психологическую помощь, успокоить родственника, дать время осознать диагноз. Научить родственника как себя вести по отношению к больному.

Задача № 8

Он очень любит своего болеющего брата. Брат пациента переживает третью стадию  горевания- попытка заключить сделку с судьбой. Медсестре необходимо тихонько выйти из палаты.

Задача № 9

Необходимо оказать психологическую поддержку подруге. Не оставлять ее одну. Так как она переживает четвертую стадию горевания- депрессия. В этой стадии высок риск суицидных действий.

Задача № 10

Она переживает пятую стадию горевания- смирение. Человек подготовил себя к смерти, смирился и принял ее как факт.

Беседа с обреченным пациентом по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

Инструктаж: составить беседу с обреченным пациентом

  1. Пациентка обречена, у неё рак молочной железы. Она сильно переживает, отказывается  принимать пищу. Окажите психологическую поддержка пациентке и её родственникам.
  1. Родственники обреченного стараются оградить его от возможности трудиться, заботится о семье и участвовать в решении вопросов, касающихся его самого и его семьи. Насколько это возможно?
  1. Пациент знает, что скоро умрет. Помогите пациенту преодолеть  страх смерти.
  1. Обреченный пациент теперь в большей степени зависит от других, он должен принимать помощь от родственников. Проведите практическое обучение близких родственников.
  1. Обреченный пациент умирает. Окажите ему психологическую помощь.

Рекомендации по составлению беседы  с обреченным пациентом по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

  1. Психологическая поддержка пациенту

 Последние часы жизни, больной, как правило, хочет быть с близкими. Почувствовать их любовь и дать им своё тепло, но бывает и на оборот. Объясните, это родственникам и близким обреченного пациента. Как вести себя с больным, как и о чем с ним можно говорить. Как наносить визиты пациенту – этому должна научить родственников и близких обреченного медсестра. Медсестра, должна помнить,что родственники пациентасами нуждаются в психологической поддержке. 

2.Потребности в выживании

Родственникам обреченного необходимо объяснить, что ему надо дать возможность продолжить трудиться. Заботиться о семье и участвовать в решении вопросов, касающихся его самого и его семьи, насколько это возможно.

 Горе может омрачить всю последующую оставшуюся жизнь. От горя, не возможно, спрятаться, его можно пережить. Горе нужно воспринять не только умом, но и сердцем, не  только интеллектуально, но и эмоционально.Потеря радости жизни и даже всякого желания жить.

3.Преодоление страха смерти

Смерть стараются не видеть и ее не знают, а когда она все – таки подходит близко, то становиться особенно трудно не только пациенту, но иго родственникам.  Нередко в отделении находится неизлечимый пациент, дни которого сочтены. Человек- единственное живое существо, знающее о неизбежности смерти.Страх смерти – чувство естественное.Когда смерть оказывается вдруг близкой и неизбежной, то встречать ее трудно. К проявлениям болезни прибавляется очень тяжелое психологическое состояние – страх смерти, страх неизвестности. Хуже всего если пациент поддается паники.Тогда остается одно – наблюдать, как развиваются симптомы болезни и как слабеет и гибнет тело, будут бессонные ночи и более глубокая тоска и отчаяние.Можно рассказать ему про то, что сейчас известно науки о жизни после смерти тела, дать ему почитать книгу об этом, или если возможно,познакомить с человеком, побывавшим «по ту сторону бытия».

4.Практическое обучение близких родственников

 Пациент теперь в большей степени зависит от других, так как у него может быть нарушено удовлетворение всех 14 потребностей. Это зависимость угнетает пациента больше всего, поэтому он должен научиться принимать помощь и услуги других близких ему людей, членов семьи. Медсестра должна обучить родственников элементам ухода за обреченным пациентом на дому и в первое время помочь им в уходе.

5.Мероприятия у постели

Последние часы жизни умирающий, как правило, хочет быть с близкими. Почувствовать их любовь и дать им своё тепло, но бывает и на оборот. Объясните, это родственникам и близким умирающего пациента. Как вести себя у постели умирающего, как и о чем с ним можно говорить. Как наносить визиты пациенту – этому должна научить родственников и близких обреченного медсестра. Медсестра, должна помнить, что родственники пациента сами нуждаются в психологической поддержке. Они могут покормить пациента, поправить постель, провести некоторые гигиенические мероприятия. Посидеть рядом, держа его за руку. Почитать книгу. Мероприятия у постелиумирающего диктуются актуальной обстановкой,  потребностям и возможностями их исполнения. Необходима высокая тактичность в любом случаи. Характер и обьем работы  у постелиумирающего, зависит  от физического состояния пациента. От особенностей  его личности, от эмоциональной настроенности и его мировоззрения. Мероприятия определяются индивидуально в каждом отдельном случае.

Тест – лестница по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

Инструктаж: выбрать один правильный ответ

1. Терминальное состояние – это

а) состояние клинической смерти

б) агония

в) период умирания

г) пограничное состояние между жизнью и смертью

2. Терминальная пауза – это

а) кратковременное повышение температуры тела

б) незначительное улучшение состояния пациента

в) кратковременное понижение температуры тела

г) кратковременная остановка дыхания

3. Характерные признаки агонии –

а) АД равно нулю, дыхание поверхностное, непроизвольное мочеиспускание и дефекация

б) остановка дыхания, АД равно нулю

в) незначительное снижение температуры тела, трупные пятна

г) Ад снижено, пульс нитевидный

4. Достоверные признаки биологической смерти –

а) прекращение дыхания, сердцебиения

б) прекращение сердечной деятельности, снижение температуры тела на 1 – 2 градуса

в) размягчение глазного яблока, появление трупных пятен

г) снижение АД до нуля, прекращение дыхания

5. Основная задача реанимации –

а) борьба с гипоксией и стимуляция угасающих функций организма

б) повышение температуры тела путём согревания

в) возвращение пациенту сознания

г) выздоровление пациента

6. Соотношение ИВЛ и непрямого массажа сердца, если реанимирует один человек –

а) 15 компрессий, 1 вдох

б) 10 компрессий, 2 вдоха

в) 5 компрессий, 3 вдоха

г) 30 компрессий, 2 вдоха

7. Если сердечная деятельность не восстанавливается, реанимационные мероприятия

прекращаются через

а) 5 – 8 минут

б) 30 – 40 минут

в) 15 – 20 минут

г) 1 – 2 часа

8. После констатации смерти

а) труп отправляют в ПАО

б) труп оставляют лежать на 3 часа

в) снимают одежду, закрывают глаза, подвязывают нижнюю челюсть

г) пишут на бедре фамилию и отправляют в ПАО

9. В сопроводительной записке к трупу указывают

а) фамилию, имя и отчество пациента, номер истории болезни

б) номер истории болезни, фамилию, диагноз

в) фамилию, имя, отчество, номер истории болезни, дату смерти, диагноз

г) диагноз, фамилию, имя, отчество, дату смерти

10. Стадий горевания

а) 2

б) 3

в) 5

г) 6

11.  Вторая стадия горевания –

а) попытка заключить сделку

б) гнев, который может вылиться в ярость

в) депрессия

г) реакция отрицания

12. Соотношение ИВЛ, если реанимируют двое –

а) 2 вдоха, 30 компрессий

б) 1 вдох, 5 компрессий

в) 1 вдох, 10 компрессий

г) 2 вдоха, 12 компрессий

Инструктаж: перечислить

13. В терминальном состоянии выделяют стадии

а)                     б)                    в)

14. Признаки клинической смерти

а)                     б)                    в)                 г)

15. Признаки биологической смерти

а)                     б)                    в)                 г)

16. Типы патологического дыхания

а)                     б)                    в)

Инструктаж: дополнить

17. Нарушение частоты, глубины и ритма дыхания называется _______________________________ .

18. Мероприятия, направленные на восстановление жизненно – важных функций дыхания и

кровообращения, называются __________________________________________________________ .

19. В стадии агонии дыхание  вначале становится поверхностным и замедленным, затем

неравномерным, и, наконец, совсем прекращается – наступает _____________________________.

20. Наиболее чувствительна к гипоксии _______________________________________________.

Эталон ответов к тест – лестнице по теме: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

1 – г

13 а) преагональное состояние

2 – г

     б) агония

3 – а

     в) клиническая смерть

4 – в

14 а) отсутствие пульса

5 – а

б) АД =0

6 – г

в) отсутствие дыхания

7 – б

г) зрачки широкие не реагируют на свет

8 – в

15 а) помутнение роговицы

9 – г

  б) снижение температуры

10 – в

    в) трупные пятна

11 – б

   г) трупное окоченение

12 – а

16 а) Чейна - Стокса

 

  б) Биотовское

 

в) Куссмауля

 

17  - одышкой

 

18 – реанимацией

 

19 – терминальная пауза

 

20 - кора головного мозга

Существенных операций – 30

Критерии оценок

Ошибки

Баллы

0 – 3

«5»

4 – 6

«4»

7 – 9

«3»

10 и более

«2»

Вопросы для дифференцированного зачета

Тема: «Предсмертный уход в ЛПУ и на дому»

Инструктаж: ответить на вопросы письменно

     Карточка №1.

  1. Мытье рук.
  2. Сбор мочи на сахар.

Карточка №2.

  1. В/к инъекция.
  2. Сбор кала на скрытую кровь.

Карточка №3.

  1. Профилактика пролежней.
  2.  Сбор мокроты на микобактерии туберкулеза.

Карточка №4.

  1. П/к инъекция.
  2. Сбор мочи по методу Нечипоренко.

Карточка №5.

  1. В/м инъекция.
  2. Сбор кала на простейшие.

Карточка №6.

  1. Дуоденальное зондирование.
  2. Сбор мокроты на общий анализ.

Карточка № 7.

  1. Катетеризация мочевого пузыря.
  2. Сбор мочи по методу Зеленицкого.

Карточка №8.

  1. Очистительная клизма.
  2. Сбор кала на копрологическое исследование.

Карточка №9.

  1. Забор крови из вены.
  2. Сбор мокроты на бактериологическое исследование.

Карточка № 10.

  1. В/в инъекция.
  2. Сбор кала ная\глистов.

Карточка № 11.

  1. Постановка газоотводной трубки.
  2. Сбор мочи по методу Каковского-Аддиса.

Методы отработки основных пунктов занятия

Действия преподавателя

Действия студентов

Методическое обоснование

Вводная часть

1.1. Организационный момент

Преподаватель проверяет готовность аудитории к занятию, приветствует студентов, отмечает отсутствующих.

Студенты приветствуют преподавателя, староста сообщает об отсутствующих в группе, раздаёт методические указания для студентов.

Проведение оргмомента настраивает студентов на рабочий лад, дисциплинирует, воспитывает аккуратность, пунктуальность

1.2. Начальная мотивация темы, цели занятия, план, МПС и ВПС

Преподаватель отмечает значимость темы, знакомит с целями и планом занятия, отмечает связь темы с другими предметами, место темы в изучаемом предмете, значимость для практической деятельности, указывает МПС и ВПС.

 

Студенты внимательно слушают  и отмечают возможность изучения данной темы, соотносят свои возможности с поставленными целями.

 

Деятельность студентов направлена на осознание и выполнение поставленных целей, формируется мотив осмысливания и актуальности темы, а также единство изучаемых предметов.

1.3. Проверка домашнего задания

Преподаватель предлагает студентам проверить обязательные для выполнения задания.

Студенты открывают свои дневники с домашним заданием, один из них пишет его на доске, остальные проверяют. Если есть ошибки – исправляют.

С целью проверки выполнения домашнего задания.

2. Контроль и коррекция знаний

2.1. Преподаватель задаёт студентам вопросы на повторение, внимательно выслушивает студентов, в случае необходимости вопрос переходит к другому студенту. При необходимости преподаватель корректирует их.

2.2. Преподаватель предлагает вниманию студентов тестовые задания, регламентируя время работы. По истечении времени преподаватель организует проверку результатов тестирования, используя метод взаимоконтроля студентов.

Студенты внимательно слушают вопросы преподавателя и дают краткие ответы.

 

 

 

 

 

Студенты слушают инструктаж преподавателя и выполняют их:

  1. Отвечают на вопросы тестов;

 2. Обмениваются работами, проверяют работы друг друга, подсчитывают ошибки, выставляют оценки

Опрос проводится для определения объёма знаний по пройденным темам, позволяет проконтролировать остаточные знания по темам.

Тестирование проводится для оценки подготовленности группы в целом, позволяет за короткое время проконтролировать большой объем знаний, выявить слабо подготовленных студентов. Взаимоконтроль способствует воспитанию ответственности за свой труд.

 

 

 

 

 

2.2. Фронтальный опрос

Преподаватель предлагает студентам ответить на вопросы по теме, внимательно выслушивает ответы студентов и корректирует их в случае необходимости.

Студенты внимательно слушают вопросы преподавателя и дают полные ответы.

Опрос проводится для определения объема знаний каждого студента по теме, позволяет проконтролировать выход на II уровень знаний.

Основная часть занятия

3. Вводный инструктаж

Преподаватель напоминает студентам план предстоящей самостоятельной работы и правила техники безопасности при выполнении манипуляций.

Студенты внимательно слушают преподавателя.

Для обеспечения четкости и последовательности в работе и лучшего усвоения и подготовке к самостоятельной работе

 

3.1. Преподаватель демонстрирует студентам ИВЛ и оказание помощи при закупорке дыхательных путей

Студенты внимательно наблюдают за действиями преподавателя

Для обеспечения чёткости и последовательности в работе и лучшего усвоения и подготовки к самостоятельной работе.

Самостоятельная работа

4.1. Отработка манипуляций

Преподаватель распределяет студентов на 4 малые группы, выбирает лидеров, знакомит с порядком отработки манипуляций.

Студенты уясняют порядок манипуляций, лидеры в малых группах контролируют действия студентов, исправляют ошибки.

Для отработки практических навыков по выполнению манипуляций, что позволит студентам уверенно осуществить её в будущей практической деятельности.

4.2. Приём преподавателем зачётной манипуляции

Преподаватель оценивает проведение манипуляции каждым студентом, указывает на ошибки в алгоритме выполнения манипуляций.

 

Студенты поочерёдно выполняют манипуляцию, остальные внимательно следят за действиями отрабатывающих манипуляции.

Для закрепления практических навыков по  выполнению манипуляции.

4.3. Решение ситуационных задач

Преподаватель знакомит студентов с условиями задачи и предлагает выполнить предложенное задание в дневниках письменно.

Студенты внимательно слушают объяснения преподавателя и выполняют задание, затем поочерёдно зачитывают ответы, исправляют и дополняют.

Для закрепления знаний по обучению студентов.

 

 

4.4.Ролевые ситуации, беседа с пациентом

Преподаватель предлагает студентам провести беседу с обреченным пациентом. Преподаватель регламентирует время.

Студенты внимательно слушают объяснение преподавателя и выполняют задание, затем каждый проводит беседу друг другу, и делают оценку, остальные внимательно слушают, исправляют и дополняют

Для закрепления практических знаний по обучению студентов

Подведение итогов занятия

5. Заполнение дневников

Преподаватель предлагает студентам открыть дневники и записать весь объём выполненной на занятии самостоятельной работы.

Студенты открывают дневники и записывают всё, что ими выполнено во время самостоятельной работы.

Для заполнения объёма выполненной самостоятельной работы.

Дифференцированный зачёт

6.Дифференцированный зачёт

Преподаватель предлагает студента ответить на вопросы, регламентируя время.

Студенты внимательно слушают объяснения и выполняют задание, остальные внимательно слушают, исправляют и дополняют

Для  закрепления знаний

Заключительная часть

7. Подведение итогов занятия

Преподаватель выставляет итоговую оценку каждого студента, используя индивидуальный оценочный лист по разделам работы, мотивируя её. Оценивает работу группы в целом.

Студенты совместно с преподавателем участвуют в поведении итогов занятия.

Оценка занятий побуждает развивать творческую инициативу, более тщательно готовиться к занятию.

7.1. Рекомендации на практику

Преподаватель указывает на заполнение документации на практике, рекомендует литературу с указанием страниц и указывает манипуляции для изучения.

Студенты записывают задание в дневник, название документации для заполнения на практике, название источников информации с указанием страниц и номера манипуляций для изучения.

Для выработки исполнительности и добросовестного выполнения своих обязанностей на практике в практическом здравоохранении.

7.2. Заключительный момент

Преподаватель выражает благодарность лидерам подгруппы и студентам, получившим хорошие оценки. Желает успехов на практике.

 

 

 

Для создания эмоционального подъёма заинтересованности студентов в практическом здравоохранении.

 

Глоссарий

Хосписы

Специализированное лечебное учреждение для обреченных пациентов, где оказывается комплексная медицинская, психологическая и социальная помощь.

Паллиативная  помощь

Помощь, временно облегчающая проявления болезни, но не излечивающая её.

 

Категория: Медицинские дисциплины | Добавил: svetlanaivanskaya (31.10.2018) | Автор: Северина Светлана Павловна E W
Просмотров: 29 | Теги: Предсмертный уход, лечебно-профилактическом учреждении, на дому | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0