Медицинские дисциплины - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия "Сестринский процесс при боли"

ГБПОУ «Кущёвский медицинский колледж»; методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по ПМ.04-07 «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», специальность 31.02.01-Лечебное дело, 34.02.01- Сестринское дело, курс – I, II, тема: «Cестринский процесс при боли», 11 стр. автор – Елена Владимировна Лемента, 2017 год. Предлагаемая методическая разработка теоретического занятия способствует эффективному усвоению студентами учебного материала и методически обосновывает методы, приёмы и формы проведения лекции. 

Скачать

Мотивация темы

Уважаемые студенты!

          Из множества различных симптомов заболеваний и жалоб пациента боль является самым распространённым.

          Боль – это неприятное ощущение и эмоциональное переживание, которое связано с реальным или возможным повреждением тканей организма. Иначе говоря, боль – это соматопсихический феномен. Её восприятие меняется в зависимости от настроения пациента, его морального духа, от того, какое значение боль имеет для пациента. Существует концепция тотальной боли, в основе которой лежит холистический подход к человеку, свидетельствующий о том, что боль имеет различные аспекты: физический, психологический, социальный и духовный. Многие люди знают, что такое боль и воспринимают её как неприятное ощущение.

          Более двадцати веков люди непрерывно пытаются разгадать тайну болеи и найти средства, облегчающие её. Однако даже в наше время некоторые виды боли не поддаются лечению. Недаром существует мнение, что боль – это властелин человечества, который ужаснее даже смерти.

          И, тем не менее, боль можно уменьшить с помощью отвлекающей деятельности, которая даёт больше, чем пассивное проведение времени.

          Возможно, обострение боли при бессоннице, усталости, страхе, грусти, депрессии, при психической изоляции, социальной заброшенности.

          Устойчивость к восприятию боли повышают хорошее настроение, релаксация, творчество и сопереживание окружающих.

          Сбор подробного анамнеза развития боли, тщательное обследование пациента, выполнение всех исследований, назначенных врачом для постановки точного диагноза, помогут медицинской сестре осуществлять контроль боли в процессе лечения и оценки его эффективности.

          Поиск новых способов обезболивания продолжается постоянно. Однако, когда лекарственные средства в тех или иных случаях оказываются недостаточно эффективными или недоступными для пациентов, первостепенное значение должно придаваться другим, нефармакологическим способам обезболивания.

          На сегодняшней лекции вы узнаете о том, как провести первичную оценку боли, испытываемой пациентом, как определить цели сестринского ухода, выбрать объём сестринских вмешательств и оценить их результаты.

Цели занятия:

Изучить сестринский процесс при боли.

1.1. Дидактические:

После работы на лекционном занятии студент должен иметь представление:

- о факторах, влияющих на ощущение боли;

- о классификации боли по Bonica

Студенты должны знать:

- виды и характеристику боли;

- как провести первичную оценку боли у пациента;

- возможные проблемы пациента, связанные с болью;

- определение целей сестринского ухода при боли;

- возможные сестринские вмешательства при боли;

- оценку результатов сестринского ухода при боли;

- документирование всех этапов сестринского процесса

уметь:

- пользоваться терминологией;

- ответить на вопросы по теме

1.2. Развивающие:

- развивать познавательную деятельность студентов;

- развивать умение выделить узловые вопросы в лекционном материале;

- развивать наблюдательность и сообразительность студентов

1.3. Воспитательные:

- умение работать в коллективе;

- способствовать формированию личности;

- воспитывать уважение и бережное отношение к будущим пациентам

2. Методическая цель:

- добиться эффективного усвоения учебного материала;

- методически обосновать методы, приёмы и формы проведения лекции

3. Продолжительность занятия: 90 минут.

4. Место проведения: лекционная аудитория.

5. Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому

5.1. Тип занятия:  изучение нового материала

5.2. Вид занятия – лекция

5.3. Методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности студентов

5.3.1. Перцептивные методы:

- наглядные;

- словесные

5.3.2. Логические методы:

- аналитико-синтетический;

- дедуктивный

5.3.3. Гностические методы:

- репродуктивный

5.4. Методы формирования интереса к учению:

- опора на ранее полученный жизненный опыт;

- ситуация занимательности

5.4.1 Методы развития долга и ответственности к учению

- методы положительного примера;

- методы сознания благоприятного обучения

5.4.2. Методы контроля и самоконтроля в обучении:

- устные

Литература для преподавателя

Основная:

  1. Общепрофессиональные аспекты деятельности средних медицинских работников. Под редакцией Двойникова С.И. , М., ГЭОТАР – Медиа, 2015 г.

Литература для студентов

Основная:

  1. Мухина С.А., Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела, М., «ГЭОТАР – Медиа», 2014 г., стр. 274 – 291.

Дополнительная:

  1. Обуховец Т.П., Чернова О.В. Основы сестринского дела, Ростов – на – Дону, «Феникс», 2016 г., стр. 734 – 738.

Карта междисциплинарных связей

№ п/п

Дисциплина

Тема

Обеспечивающие

1.

Гигиена и экология человека

Заболевания, связанные с характером питания. Пищевые отравления различной этиологии и их профилактика

Обеспечиваемые

1.

МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (педиатрия)

Болезни органов пищеварения: острый гастрит, хронический гастрит, дискенезия желчевыводящих путей

2.

МДК.02.01 Лечение пациентов терапевтического профиля

Лечение ИБС, стенокардии и инфаркта миокарда

3.

МДК.02.04 Лечение пациентов детского возраста

1. Лечение заболеваний органов

     пищеварения у детей раннего

     возраста.

2. Лечение заболеваний органов

    пищеварения у детей старшего

    возраста.

3. Лечение заболеваний сердца.

    Лечение вегето-сосудистой дистонии.

Карта внутридисциплинарных связей

№ п/п

Обеспечивающие темы

Связь изученного и изучаемого

Обеспечиваемые темы

1.

История сестринского дела.

Философия сестринского дела

Миссия медицинской сестры.

Функции медицинской сестры

 

2.

Сестринский процесс.

Документация к сестринскому процессу

Этапы сестринского процесса

 

3.

 

Сестринские вмешательства при боли

1. УП по ПМ.04.02-07.02 Младшая медицинская сестра по уходу за больными.

2. Помощь пациенту в каждом периоде лихорадки.

3. Осложнения инъекций.

Карта ТСО и наглядностей

№ п/п

Вид

Название

1.

ТСО

ПК, проектор

2.

2.1.

2.2.

Наглядности

Презентация

Средства наглядности

 

Сестринский процесс при боли

Доска, мел, экран

Хронокарта лекционного занятия

п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент.

Мотивация темы, цели занятия, ВДС и МДС

3

2.

Актуализация опорных знаний

3

3.

Изложение нового материала

80

4.

Систематизация и закрепление изложенного материала

3

5.

Подведение итогов. Задание на дом

1

6.

Итого:

90

Приложение № 1

Актуализация опорных знаний

№ п/п

Вопрос

Эталон ответа

1.

Испытывали ли вы боль в своей жизни

Да, испытывали

2.

Какой может быть боль кроме физической

Психологической

3.

Какие ощущения у вас возникают, если вы испытываете боль

Неприятные

4.

Как вы считаете, что усиливает боль

Страх, усталость, нарушение сна, депрессия, грусть

План лекции

Введение

  1. Ощущение боли
  2. Физическая сторона боли
  3. Реакция на боль
  4. Сестринский процесс при боли:

а) первичная оценка боли

б) определение целей сестринского ухода

в) сестринские вмешательства

г) оценка результатов сестринского вмешательства

Вопросы для закрепления материала

№ п/п

Вопрос

Эталон ответа

1.

Какие виды боли вы знаете

Поверхностная, глубокая, боль внутренних органов, невралгия, иррадиирующая боль, фантомная, психологическая

2.

Перечислите типы боли по Bonica

Полезная, бесполезная, опасная

3.

Какие виды сестринских вмешательств при боли вы знаете

Физические, физиологические и фармакологические

4.

Что относится к физическим вмешательствам при боли

Изменение положения тела, применение тепла/холода, массаж и вибрация, акупунктура

 

Категория: Медицинские дисциплины | Добавил: svetlanaivanskaya (01.11.2018) | Автор: Елена Владимировна Лемента E W
Просмотров: 27 | Теги: занятия, Сестринский процесс, Методическая разработка теоретическ, лекционного, при боли | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0