Медицинские дисциплины - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Методическая разработка практического занятия для студентов "Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы"

Соловьева Л.И. Методическая разработка практического занятия для студентов "Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы." ГБУ ПОО "Астраханский базовый медицинский колледж", 2017г. 81 стр. Методическая разработка содержит учебный и методический материал по изучению периферической нервной системы.

Скачать

Содержание:

  1. Пояснительная записка.
  2. Выписка из Государственного общеобразовательного стандарта.
  3. Выписка из рабочей программы.
  4. Цели занятия
  5. Карта межпредметных связей.
  6. Карта внутрипредметных связей.
  7. Плен и хронологическая карта занятия.
  8. Этапы занятия.
  9. Оснащения занятия.
  10. Конспект занятия.
  11. Литература и интернет – ресурсы.
  12. Приложения.

Пояснительная записка

Анатомия человека – наука о строении организма человека, составляющих его органов и систем. Она изучает человеческий орга­низм в связи с выполняемой им функцией, развитием и окружаю­щей средой.

Данная методическая разработка составлена с целью демонстрации методики эффективного усвоения материала за счет обеспечения качественного учебно- методического оснащения процесса обучения и воспитания; повышение познавательного интереса студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти при использовании аудиовизуальной техники в процессе обучения; проведение самостоятельной работы путем формирования малых групп с использованием элементов самоконтроля; использования межпредметной интеграции на примере применения знаний анатомии и физиологии. Методическая разработка составлена для проведения практического занятия по теме «Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы» по дисциплине «Анатомия и физиология человека» со студентами I курса, обучающимися по специальности  31.02.01. «Лечебное дело». Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта средне профессионального образования по специальности 31.02.01. «Лечебное дело». В процессе обучения используется образовательная технология: практико-ориентированное обучение с элементами делового подхода; используются следующие методы и приемы обучения: беседа, объяснения, инструктаж, демонстрация, осуществляется комбинированный метод контроля. 

Основной целью курса «Анатомия и физиология человека» является овладение студентами системой знаний по анатомии и физиологии, необходимых для изучения специальных клинических дисциплин, с учетом интегрированного подхода к преподаванию. Занятия относится к разделу: «Анатомо-физиологические особенности саморегуляции функций организма», в рамках которого студенты изучают нервную и гуморальную регуляцию процессов жизнедеятельности, ЦНС, ВНС, анатомо- физиологические аспекты высшей нервной деятельности, общие вопросы анатомии и физиологии периферической нервной системы.

Выписка из ФГОС СПО по специальности 31.02.01. «Лечебное дело»

Общепрофессиональные дисциплины:

ОП.02.  Анатомия и физиология человека 

В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

уметь:

применять знания о строении и функциях органов и систем организма человека при оказании фельдшерской помощи;

знать:

строение человеческого тела и функциональные системы человека, регуляцию и саморегуляцию при взаимодействии с внешней средой

Фельдшер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

OK 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

OK 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

OK 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального  и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать  повышение квалификации.

OK 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Фельдшер должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению населения, пациента и его окружения.

ПK 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения.

ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде объяснять ему суть вмешательств.

ПК2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства взаимодействуя с участниками лечебного процесса

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь

Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.

ПК 3.2. участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.

Выписка из рабочей программы

Дисциплина: «Анатомия и физиология»

Раздел 11. «Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы»

Практическое занятие- 4 часа.

Тема: Спинно -мозговые нервы. Анатомо - физиологические  особенности черепных нервов.

Содержание учебного материала.

Структуры периферической нервной системы. Значение периферической нервной системы в передаче информации. Строение спинномозговых нервов, их количество. Ветви спинномозгового нерва. Сплетение передних ветвей спинномозговых нервов, нервы, зоны иннервации. Строение и особенности иннервации задних ветвей спинномозговых нервов. Количество и название черепных нервов. Функциональные виды черепных нервов. Название место образования, место выхода из мозга, полости черепа. Области иннервации 12 пар черепных нервов.

Содержание практического занятия:

Изучение в атласах и муляжах, таблицах расположения спинномозговых нервов, сплетений. Демонстрация на слайдах, компьютере изучаемых структур. Изучение черепных нервов – их места выхода и зон иннервации.

Изучив тему, студент должен иметь представление:

  • о периферической нервной системе
  • об строении спинномозговых нервов

 Студент должен знать:

  •  локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга
  • классификацию черепно мозговых нервов
  • спинномозговые нервы
  • периферическую нервную систему

Студент должен уметь:

  • показать в атласе или на муляжах анатомическое расположение спинномозговых и черепных нервов
  • использовать анатомическую литературу

Рекомендационные виды внеаудиторной работы студентов

  • Составление словаря терминов
  • Схема прохождения спинномозговых и черепных нервов
  • Конспект материала
  • Написание докладов, рефератов
  • Создание мультимедиапрезентаций

Цели занятия

Методическая цель

Добиться эффективного усвоения материала за счет:

-обеспечения качественного учебно- методического оснащения процесса обучения и воспитания;

-повышение познавательного интереса студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти при использовании аудиовизуальной техники в процессе обучения;

-проведения самостоятельной работы путем формирования малых групп с использованием элементов самоконтроля;

- использование межпредметной интеграции на примере применения знаний анатомии и физиологии.

Образовательные:

  1. Закрепить теоретический материал, полученный в ходе занятий и самостоятельной работы и расширить знания студентов о значении периферической нервной системы, спинномозговых и черепных нервов.
  2. Дать новые знания о периферической нервной системы, спинномозговых нервов и черепных нервов
  3. Закрепить новые термины и понятия по теме занятия.
  4. Продолжительность формирования навыки исследовательской работы.

Развивающиеся:

  1. Углубить знания о периферической нервной системе, строения спинномозгового нерва и черепных нервов.
  2. Способствовать формированию приемов самоконтроля при выполнении самостоятельной работы.
  3. Привить интерес к познавательной деятельности.
  4. Развить способность к логическому мышлению, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать проблемы будущих пациентов.
  5. Вскрыть связь и взаимодействие периферической нервной системы с другими органами и системами организма человека.

Воспитательные:

l.  Содействовать стремлению студентов вести здоровый образ жизни,  стремлению бережное отношение к периферической нервной системе, спинномозговым нервам и черепным нервам.

 2.  Воспитывать у студентов качества, необходимые медицинскому работнику: чувство долга, ответственность, милосердие.

МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

  1. Методы обучения и осуществления учебно- познавательной деятельности:

- словесный (беседа);

- наглядный;

- аудиовизуальный;

    2. Методы организации мыслительной деятельности:

           - сравнительный;

           - проблемно- аналитический;

3. Методы стимулирования и мотивации учебно познавательной деятельности:

             - доказательное разъяснение;

               - поощрения;

4. Методы контроля и самоконтроля:

               -комбинированный;

5. Методы преподавания:

               -побуждающий;

               -инструктивный;

              - проблемно-поисковый;

6. Методы изучения:

              -репродуктивный

              -конструктивный

Карта межпредметных связей

Наименование изучаемой дисциплины

Выход знаний на следующую дисциплин

Анатомия и физиология человека

  • Основы латинского языка и медицинской терминологии
  • Генетика человека с основами медицинской генетики
  • Фармакология
  • Основы сестринского дела
  • Болезни  в неврологии

Карта внутрипредметных связей

Наименование изучаемой темы

Выход знаний на другие разделы и темы

 

«Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы»

 

  • Основы гистологии
  • Основы патологии
  • Скелет и мышцы головы
  • Головной мозг
  • Черепные нервы
  • Вегетативная нервная система
 

СТРУКТУРА И ХРОНОКАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этапы занятия

Время

1.

Организационный момент

1 мин

2.

Вступительное слово преподавателя.

Сообщение: темы, планы занятия

Определение целей. Постановка задач.

Начальная мотивация и актуализация опорных

знаний студентов.

20 мин

3.

Опрос по теме занятия. Определение исходного уровня знаний. Просмотр видеоматериала по теме занятия.

35 мин

4.

Вводный инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой студентов.

5 мин

5.

Самостоятельная работа студентов

(преподаватель осуществляет поэтапный инструктаж и контроль при выполнении заданий студентами):

а) выполнение всех видов манипуляций по теме занятия

86 мин

6.

Проверка работ

20 мин

7.

Итоговый опрос.

15 мин

8.

Подведение итогов занятия. Выставление оценок с комментариями

5 мин

9.

Домашнее задание.

Заключительная часть.

3 мин

 

   Итого:

180 мин

Этапы занятия

 

№ п/п

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Методическое обоснование

 

 

1

Организационный момент

- Приветствует студентов.

- Обращает внимание на внешний вид студентов.

- Отмечает отсутствующих.

- Приветствуют преподавателя

- Занимают рабочие места.

- Слушают преподавателя.

- Организует и дисциплинирует студентов.

- Создает рабочую обстановку.

 

 

 

2

Определение целей, постановка задач.

Начальная мотивация и актуализация опорных знаний студентов.

- Сообщает тему, план, цели занятия, предлагает их записать.

- Отмечает значение

(роль) данного занятия при изучении темы в будущей практической деятельности студентов.

- Записывают в практические тетради дату, тему, план, цели занятия.

-Ставят пред собой цели.

-Настраивает на целенаправленную деятельность.

- Активизирует внимание.

 

 

 

3

Опрос по теме занятия.

Определение исходного уровня знаний.

- Задает вопросы.

- Слушает ответы студентов.

- Уточняет ответы, задавая дополнительные вопросы.

- Просит студентов проанализировать  ответ, дополнить (исправить) его.

- Выставляет

предварительные оценки за ответ с комментированием.

- Отвечают на поставленные вопросы.

- Слушают ответы товарищей.

- Исполняют и дополняют ответы.

Индивидуальный устный опрос проводится с целью:

- Определения уровня усвоения учебного материала.

Фронтальный опрос проводится с целью:

- Подготовки к восприятию нового материала.

 

 

 

4

Вводный инструктаж преподавателя перед самостоятельной работой студентов.

- Сообщает план практической работы, ее цели и задачи.

- Дает рекомендации по оформлению результатов работы.

- Отвечает на вопросы учащихся.

- Внимательно слушают преподавателя

- Осмысливают сказанное преподавателем, запоминают.

- Задают вопросы по предстоящей работе, если они возникают.

- Помочь осмыслить ход, этапы предстоящей работы.

- Рациональное планирование работы.

 

 

 

 

5

Самостоятельная работа студентов

- Раздает методические пособия для студентов, методические указания и др., объясняет, как с ними работать.

- Следит за работой студентов, указывает ошибки в работе.

- Проводит индивидуальное обучение.

- Напоминает о бережном отношении к материальному обеспечению.

- Приступают к выполнению заданий согласно методическим указаниям

- Заполняют таблицу

- Рисуют схему

- Решают тесты по теме

- Обобщить, систематизировать теоритические знания.

- Развитие самостоятельности.

 

 

 

6

Проверка работ

- Следит за правильным оформлением тетрадей для практических занятий.

- Указывает на недочеты в оформлении.

- Слушают, анализируют слова преподавателя, запоминают замечания

- Подают работы на проверку.

- Воспитания ответственности, аккуратности в работе с документами.

 

7

Итоговый опрос.

- Задает вопросы.

- Слушает ответы студентов.

- Отвечают на поставленные вопросы.

- Определения уровня усвоения учебного материала.

 

 

8

 

Подведение итогов занятия. Выставление оценок с комментариями.

- Анализирует (вместе со студентами) каждую работу.

- Отмечает лучшие работы.

- Говорит, кому подтянуться.

- Слушают преподавателя, осмысливают сказанное.

- Помощь в осмыслении результатов самостоятельной работы.

 

 

 

9

Домашнее задание.

Заключительная часть.

- Предлагает записать домашнее задание.

-Дает методические рекомендации по выполнению домашнего задания.

- Дает задание: заполнить таблицу

- Объявляет, что занятия заканчивается.

- Напоминает студентам убрать рабочие места.

- Записывают домашнее задание.

 

- Убирают рабочие места.

- Создание интереса к предстоящей работе.

- Привитие потребности к чистоте, порядку.

Оснащения занятия

 

Вид

Средства обучения

1

Учебно- методическая литература

 

1.1

Учебная литература

  • учебное пособие
  • конспекты лекций
  • справочники

 

1.2

Методическая литература

  • методические указания для студентов
  • учебник «Анатомия и физиология»
  • блок информации

2

Учебно- наглядное пособия

 

 

2.1

Изобразительные пособия

  • таблицы
  • схемы
  • плакаты
  • рисунки
  • модели

3

Технические средства обучения

3.1

Оборудование кабинета в соответствии с требованиями к материально – техническому обучению дисциплины

см. Паспорт кабинета

3.2

Аудиовизуальные средства обучения

  • видеофильмы
  • мультимедиапрезентации

3.3

Информационные средства обучения

Мультимедийная установка

Технологическая карта практического занятия

       Дисциплина Анатомия и физиология человека

       Специальность 31.02.01. «Лечебное дело» Базовый уровень подготовки

Курс: I  Семестр  II

Тема: «Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы»

Группы подгруппы: 1 ф 11 - 1

Преподаватель: Соловьева Л.И.

Продолжительность: 180 мин

Место проведения: АБМК каб.408

Цели учебного занятия:

Образовательные:

  1. Формировать навыки исследовательской работы.
  2. Закрепить теоретический материал, полученный в ходе занятий и самостоятельной работы и расширить знания студентов о значении периферической нервной системы, спинномозговых нервов и черепных нервов в жизни человека.
  3.  Дать новые знания о значении периферической нервной системы, спинномозговых нервов и черепных нервов.
  4. Введение новых терминов и понятий

Развивающие:

1. Углубить знания о строении периферической нервной системы, спинномозговых нервов и черепных нервов.

2.Способствовать формированию приемов самоконтроля при выполнении самостоятельной работы 

         3. Привить интерес к познавательной деятельности.

     4. Развивать способность к логическому мышлению, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать проблемы будущих пациентов.

    5. Вскрыть связь и взаимодействие периферической нервной системы, спинномозговых нервов и черепных нервов с другими органами и системами организма человека

Воспитательные:

 l.  Содействовать стремлению студентов вести здоровый образ жизни,  стремлению бережное отношение к периферической нервной системе, спинномозговым нервам и черепным нервам.

 2.  Воспитывать у студентов качества, необходимые медицинскому работнику: чувство долга, ответственность, милосердие.

Требования к знаниям, умениям, практическому опыту:

Знать:

  • локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга
  • классификацию черепно мозговых нервов
  • спинномозговые нервы
  • периферическую нервную систему

Уметь:

  • Использовать медицинские термины и уметь показать основные структур компоненты периферической нервной системы, спинномозговых нервов и  черепных нервов на таблицах и муляжах.
  • объяснить значение периферической нервной системы. спинномозговых нервов и  черепных нервов»

          Иметь практический опыт:

Самостоятельной работы с конспектом лекций. Также опыт работы с анатомическими атласами, с видео-презентаций, с планшетом и муляжом.

Образовательные технологии:

Практико-ориентированное развивающее обучение с элементами дифференцированного подхода. технология сотрудничества. Информационно-коммуникационные технологии.

    Методы и приемы обучения:

Беседа, объяснение, инструктаж, демонстрация, метод работы малыми группами по 2-3 чел.

   Средства обучения:

Учебно-наглядные и натуральные пособия, раздаточный материал: таблицы, микротаблицы: плакаты, методические указания.

  Электронные ресурсы:

Мультимедийные презентации.

  Литература:

Основные учебные издания:

  1. Самусев Р. Анатомия человека. – М., 1990 и М., 1995
  2. Самусев Р. П., Липченко В. Я., Атлас Анатомии человека. М. Оникс 21век,2007 г.
  3. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Среднее профессиональное образование. Феникс, 2000 год

Дополнительная литература:

  1. Гайворонский И.В.. Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И.. Анатомия н физиология человека учебник. Среднее профессиональное образование М.: Академия, 2011г.

Межпредметные связи:

  • Основы латинского языка и медицинской терминологии
  • Генетика человека с основами медицинской генетики
  • Фармакология
  • Основы сестринского дела
  • Болезни в неврологии

    Внутрипредметные связи:

  • Основы патологии
  • Основы гистологии
  • Скелет и мышцы головы
  • Головной мозг
  • Черепные нервы
  • Вегетативная нервная система

Хронологическая карта занятий

Этапы учебного занятия

Время (минуты)

1

Организационный момент

1 мин

2

Постановка целей, начальная мотивация.

20 мин

3

Определение исходного уровня знаний.

35 мин

4

Вводный инструктаж.

5 мин

5

Самостоятельная работа

86 мин

6

Итоговый опрос.

20 мин

7

Подведение итогов.

15 мин

8

Задание для самостоятельной работы.

5 мин

9

Уборка рабочего места.

3 мин

Определение исходного уровня знаний:

Опрос по теме занятия. Вопросы. Приложение №1

Вводный инструктаж:

Сообщение плана практической работы, ее целей задач. Рекомендации по оформлению результатов работы. Приложение 2

 Подведение итогов:

 Выставление оценок с мотивацией, отмечаются лучшие ответы студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов:  

Задания для группы:

 подготовиться к практическому занятию по теме:

«Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы»

Индивидуальные задания:

Найти интересную и занимательную и занимательную информацию по теме.

Конспект занятия:

  1. Организационный момент: проверяю общую готовность обучающихся к занятию, отмечаю отсутствующих.
  2. Сообщение: темы и целей занятия:

Тема: «Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы».

Цель: закрепление и систематизация знаний, полученных на лекции.

  1. Вступительное слово преподавателя:

  Периферическая нервная система — совокупность нервных структур, расположенных за пределами спинного и головного мозга Периферические нервы выполняют функцию проведения импульсов от органов чувств в центральную нервную систему и от головного и спинного мозга — к исполнительным органам (например, к мышцам и железам). Как правило, нервы являются смешанными по составу волокон, т.е. содержат в различных соотношениях чувствительные, двигательные и вегетативные проводники.

По топографическому принципу выделяют краниальный (черепной) и спинномозговой (спинальный) отделы периферической нервной системы.

Краниальный отдел представлен нервными структурами, замыкающимися на ствол головного мозга (черепные нервы, краниальные чувствительные узлы, нервные сплетения, органные нервы и нервные окончания). Спинномозговой отдел представлен нервными структурами, замыкающимися на спинной мозг (спинномозговые нервы, чувствительные узлы спинномозговых нервов, ветви спинномозговых нервов, сплетения и органные нервы, нервные окончания).

Черепные нервы — это нервы, анатомически и функционально связанные с головным мозгом. Различают 12 пар черепных нервов.

I пара — обонятельный нерв (лат. nervus olfactorius)

II пара — зрительный нерв (лат. nervus opticus)

III пара — глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius)

IV пара — блоковый нерв (лат. nervus trochlearis)

V пара — тройничный нерв (лат. nervus trigeminus)

VI пара — отводящий нерв (лат. nervus abducens)

VII пара — лицевой нерв (лат. nervus facialis)

VIII пара — преддверно-улитковый нерв (лат. nervus vestibulocochlearis)

IX пара — языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus)

Х пара — блуждающий нерв (лат. nervus vagus)

XI пара — добавочный нерв (лат. nervus accessorius)

XII пара — подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus)

Соответственно количеству сегментов спинного мозга выделяют 31 пару спинномозговых нервов: 8 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых и 1 копчиковый. Со спинным мозгом каждый нерв связан передним и задним корешками. Задний корешок — чувствительный, передний — содержит двигательные и симпатические волокна. Практически в месте соединения корешков расположен чувствительный узел спинномозгового нерва, лежащий в межпозвоночном отверстии. Он представляет собой скопление тел чувствительных нейронов.

  1. А) Контроль знаний в форме фронтального опроса. Используется разнообразные формы опроса, студенты отвечают по цепочке, конкурс на лучший ответ (приложение № 1)

Б) Корректировка знаний: просмотр видеофрагмента и ответы на вопросы.

      5.  Самостоятельная работа студентов (Приложение № 2)

Приложение № 1

Вопросы для фронтального опроса:

  1. Что осуществляет периферическая нервная система?
  2. Что относится к периферической нервной системе?
  3. Охарактеризовать спинномозговое нервы.
  4. Перечислить черепные нервы.

Примерные варианты ответов.

  1. - осуществляет связь головного и спинного мозга со всеми органами, скелетными мышцами и кожей
  2. К периферической нервной системе (ПНС)
    относятся:
    • Спинномозговые нервы,
    • Черепные нервы,
    • Автономные нервы (нервы вегетативной, или
    автономной, нервной системы),
    • Нервные узлы
    – чувствительные узлы спинномозговых нервов,
    – чувствительные узлы черепных нервов,
    – автономные узлы (симпатические и парасимпатические нервные
    узлы)
    • Нервные сплетения
    – сплетения, образованные передними ветвями спинномозговых
    нервов,
    – автономные (висцеральные) сплетения,
    – сплетения, образованные ветвями черепных нервов.

  3. - 31 пара

спинномозговых

нервов:

• 8 шейных,

• 12 грудных,

• 5 поясничных,

• 5 крестцовых,

• 1 копчиковый
Спинномозговые нервы

отходят от спинного мозга двумя корешками:

• Задний корешок – чувствительный,

• Передний корешок - двигательный

В целом см-нервы – смешанные, содержат

чувствительные и двигательные нервные волокна

  1. Черепные нервы — это нервы, анатомически и функционально связанные с головным мозгом. Различают 12 пар черепных нервов.

I пара — обонятельный нерв (лат. nervus olfactorius)

II пара — зрительный нерв (лат. nervus opticus)

III пара — глазодвигательный нерв (лат. nervus oculomotorius)

IV пара — блоковый нерв (лат. nervus trochlearis)

V пара — тройничный нерв (лат. nervus trigeminus)

VI пара — отводящий нерв (лат. nervus abducens)

VII пара — лицевой нерв (лат. nervus facialis)

VIII пара — преддверно-улитковый нерв (лат. nervus vestibulocochlearis)

IX пара — языкоглоточный нерв (лат. nervus glossopharyngeus)

Х пара — блуждающий нерв (лат. nervus vagus)

XI пара — добавочный нерв (лат. nervus accessorius)

XII пара — подъязычный нерв (лат. nervus hypoglossus)

Методические указания для студентов к практическому занятию

Дисциплина Анатомия и физиология человека

     Специальность 31.02.01. «Лечебное дело» Базовый уровень подготовки

Курс: I  Семестр  II

Тема: «Периферическая нервная система. Спинномозговые нервы. Черепные нервы»

Группы подгруппы: 1 ф 11 - 1

Преподаватель: Соловьева Л.И.

Продолжительность: 180 мин

Место проведения: АБМК каб.408

Цель: углубить и закрепить знания студентов по периферической нервной системе, спинномозговых нервов и черепных нервов.

По итогам занятия студент должен:

Знать:

  • локализацию ядер черепных нервов в стволовой части головного мозга
  • классификацию черепно мозговых нервов
  • спинномозговые нервы
  • периферическую нервную систему

Уметь:

  • Использовать медицинские термины и уметь показать основные структур компоненты периферической нервной системы, спинномозговых нервов и  черепных нервов на таблицах и муляжах.
  • объяснить значение периферической нервной системы. спинномозговых нервов и  черепных нервов»

          Иметь практический опыт:

Самостоятельной работы с конспектом лекций. Также опыт работы с анатомическими атласами, с видео-презентаций, с планшетом и муляжом.

         Оснащение:

Учебная литература:  

•         учебное пособие

•         конспекты лекций

•         справочники

Методическая литература: 

•         методические указания для студентов

•         учебник «Анатомия и физиология»

•         блок информации

Учебно- наглядное пособия:

•        изобразительные пособия      

•         таблицы

•         схемы

•         плакаты

•         рисунки

•         модели

Технические средства обучения:

•         персональный компьютер

Аудиовизуальные средства обучения:      

•         видеофильмы

•         мультимедиа презентации

Литература

Основные учебные издания:

1.Самусев Р. Анатомия человека. -М., 1990 и М. 1995; стр. 355-366

2.Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И., Гайворонский А.И., Анатомия и физиология человека Учебник. Среднее профессиональное образовани М.: Академия, 2011г

3.Самусев Р.П., Липченко В.Я., Атлас анатомии человека. М. Оник век, 2007 4.Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: Учебник. Ср профессиональное образование-М.: Феникс, 2010г.

Дополнительная литература.

1. Борисович А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человек

2. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. Ростов Дону: Феникс, 1999

Вопросы для определения исходного уровня знаний.

  1. Роль периферической системы
  2. Что такое сегмент?
  3. Охарактеризовать спинномозговые нервы
  4. Охарактеризовать черепные нервы.
  5. Охарактеризовать состав волокон периферических нервов.
  6. Назвать области иннервации черепных нервов.
  7. Перечислите ветви троичного нерва.
  8. Перечислите ветви спинного нерва.
  9. Назовите отделы и ветви блуждающего нерва

Самостоятельная работа на занятии: (см. Приложение 2)

  1. Ситуационные задачи
  2. Контрольно- измерительный материал по теме: «Периферическая нервная система»
  3. Контрольно-измерительный материал по теме: «Черепные нервы»
  4. Заполнить таблицу

Вопросы для определения итогового уровня знаний:

  1. Каково значение черепных нервов?
  2. Какова функция периферической нервной системы
  3. Назовите особенности строения спинномозгового нерва?
  4. Описать строения сегмента
  5. Назовите источники формирования и перечислите ветви шейного сплетения.
  6. Перечислите ветви поясничного сплетения
  7. Укажите источники иннервации мимических и жевательных мышц
  8. Приведите отличие миелиновых и безмиелиновых  нервных волокон
  9. Где находятся ядра 3-4 пар ЧМН?
  10. Где находятся ядра 5-8 пар ЧМН?
  11. Где находятся ядра 9-12 пар ЧМН?
  12. Назовите, где начинается и  заканчивается обонятельный нерв.
  13. Назовите, где начинается и  заканчивается зрительный нерв.
  14. Назовите, где начинается и  заканчивается преддверно - улитковый нерв.
  15. Назовите, где начинается и  заканчивается глазодвигательный нерв.
  16. Назовите, где начинается блоковой нерв, что иннервирует?
  17. Назовите ветви   тройничного нерва и что они иннервируют?
  18. Назовите, где начинается отводящий нерв, что иннервирует?
  19. Что иннервирует лицевой нерв?
  20. Как называется и что иннервирует IX пара ЧМН?
  21. Как называется и что иннервирует X пара ЧМН?
  22. Назовите, где начинается добавочный нерв, что иннервирует?
  23. Назовите, где начинается подъязычный нерв, что иннервирует?

Домашнее задание:

-для группы: подготовиться к практическому занятию по теме: Вегетативная нервная система и парасимпатическая нервная система

- индивидуальное задания: Найти интересную и занимательную информацию по теме.

Приложение № 2

Самостоятельная работа студентов

  1. Ситуационные задачи

Задача № 1

У пациента ограничена подвижность глазного яблока при  взгляде вверх, вовнутрь, вниз. Какой нерв поврежден у пациента?

Задача № 2

У мужчины 40 лет внезапно возникли сильнейшие стреляющие боли в правом глазу и лобно-теменной области. Приступ возник во время еды, длился 1,5-2 минуты и завершился внезапно. Такой же приступ наблюдался 1 год назад во время умывания и прошел самостоятельно. Функция какого нерва нарушена?

Задача № 3

Какой нерв поврежден, если у пациента: сходящееся косоглазие, ограничен поворот глазного яблока кнаружи.

Задача № 4

 У ребенка 10 лет в процессе выздоровления от легкого простудного заболевания внезапно возникла асимметрия лица. Опущен левый угол рта, отмечается слюнотечение. Отвисает нижнее веко левого глаза, глаз не закрывается. Снижены вкусовые ощущения. Функция какого нерва нарушена?

Задача № 5

У больного наблюдаются следующие симптомы:

понижение костной и воздушной проводимости, невозможность определить с закрытыми глазами местонахождение источника звука, слуховые галлюцинации. Какая пара ЧМН повреждена?

Задача № 6

У пациента выявлены следующие нарушения при исследовании: нарушение вкуса на задней трети языка, сухость во рту,  поперхивание при глотании.

Поражение  какой пары ЧМН можно предположить у пациента?

Задача № 7

Какой  нерв поражен, если при исследовании наблюдаются следующие симптомы: невозможен или затруднен поворот головы, затруднено поднимание плечевого пояса, плечо на больной стороне опущено, ограничено поднимание руки.

Задача № 8

Какой нерв  поражен, если у больного находят  следующие симптомы:

речь заплетающаяся, неотчетливая,  нарушение жевания и глотания.

Эталон ответа на ситуационные задачи.

Задача № 1

Повреждена III пара ЧМН – глазодвигательный нерв, т.к. он иннервирует  верхнюю, нижнюю и медиальную прямые мышцы глаза.

Задача № 2

Нарушена функция  первой ветви тройничного нерва – глазной нерв. Именно он обеспечивает чувствительность глазного яблока и кожи  лобно-теменной области.

Задача № 3

Повреждена VI  пара ЧМН – отводящий нерв, т.к. он иннервирует  латеральную прямую мышцу глаза.

Задача № 4

Нарушена функция  VII  пары ЧМН – лицевого нерва, т.к. он иннервирует  мимические мышцы лица и обеспечивает вкусовую чувствительность 2/3 передней части языка.

Задача № 5

Повреждена VIII  пара ЧМН – преддверно – улитковый нерв,  а именно улитковая часть, отвечающая  за слух.

Задача № 6

Нарушена функция  IX  пары ЧМН – языкоглоточного нерва, т.к. его двигательные волокна  иннервируют  мышцы глотки,  чувствительные волокна  обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети языка, парасимпатические волокна иннервируют околоушную слюнную железу.

Задача № 7

Поражена XI пара ЧМН  - добавочный нерв, так как он отвечает  за иннервацию грудинно – ключично – сосцевидной мышцы шеи, которая при одностороннем сокращении обеспечивает поворот головы в противоположную сторону, трапецевидную  мышцу, которая отвечает  за иннервацию мышц плечевого пояса.

Задача № 8

Поражена XII пара ЧМН  - подъязычный  нерв, так как он иннервирует мышцы языка.

2. Контрольно измерительный материал по теме «Периферическая нервная система»

Вариант 1

Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Нервная система подразделяется на …
2. От центральной нервной системы ко всем органам нашего тела отходят …
3. Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии нервной системы, называется …
4. Скопление тел нейронов и их отростков образуют … вещество головного и спинного мозга, а скопление нервных волокон ... вещество.
5. Скопления тел нервных клеток за пределами центральной нервной системы ...
6. Определенный участок коры больших полушарий, осуществляющий анализ и синтез полученной информации ...

7. Отдел мозга, регулирующий дыхание, пищеварение, сердечную деятельность, защитные рефлексы (кашель, чихание, рвота), жевание, глотание...

8. Равновесие тела, координацию движений регулирует …

9. Процессы мышления, поведение, память, речь регулирует ….

10. Часть периферической нервной системы, регулирующую работу скелетных мышц, называют …

Задание №2. Выберите правильный ответ.

1. По выполняемой функции периферическая нервная система подразделяется на:

а) соматическую и вегетативную; б) симпатическую и парасимпатическую; в) центральную и симпатическую г) периферическую и соматическую.

2. Рецепторы: а) несут возбуждение к ЦНС;

б) воспринимают раздражения; в) передают возбуждение с чувствительных на двигательные нейроны; г) передают возбуждение с чувствительных на вставочные.

3. Периферическая нервная система образована:

а) спинной и головной мозг; б) нервы; в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания .

4.Возбуждение от ЦНС к рабочему органу передается по: а) рецептору; б) чувствительным нейронам; в) двигательным; г) вставочным.

5.Головной мозг, спинной мозг, синапс – это система органов:

а) нервная; б) кровеносная; в) пищеварительная; г) эндокринная;

6. Нервная система выполняет следующую функцию:

а) транспорт питательных веществ; б) гуморальная регуляция; в) связь организма с внешней средой; г) удаление вредных продуктов.

7. Безусловный рефлекс: а) приобретается в процессе жизни;

б) вырабатывается на определенные сигналы; в) передается по наследству; г) подкрепляется условными раздражителями.

8. Рецепторы, воспринимающие тепловые раздражители: а) болевые рецепторы; б) механорецепторы; в) терморецепторы; г) хеморецепторы.

9. Дыхательный центр расположен:

а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

10. Сколько пар черепно-мозговых нервов отходит от головного мозга?

а) 20; б) 10; в) 12; г) 15.

11. Где находится зрительная зона?

а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; г) височная.

12. Нервная регуляция осуществляется с помощью:

а) нервных импульсов; б) витаминов; в) гормонов; г) ферментов.

13. Нерв – это: а) пучки нервных волокон, лежащие за пределами ЦНС; б) аксон одного нейрона; в) скопления тел нейронов; г) проводящие пути спинного мозга.

14. При повреждении задних корешков спинномозговых нервов нога:

а) двигается, но не чувствует боли; б) чувствует, но не двигается; в) немеет; г) устает.

15. Гипоталамус представляет собой:

а) железу внутренней секреции; б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

Особенности строения и функции:

1) является продолжением спинного мозга.

  1. состоит из парных полушариев и соединяющей их непарной части. 3) Обеспечивает координацию движений.

4) регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Отделы мозга: а) мозжечок; б) продолговатый мозг.

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

  • мозг состоит из …вещества, находящегося по …, и …вещества, расположенного в центре в виде ….. В …. рогах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные…, а в…… рогах - …. Спинной мозг выполняет …. и…. функции.

Вариант 2

Задание №1. Дополните данные предложения.

1. Электрическая волна, распространяющаяся по нервному волокну ...
2. Нейроны, передающие в мозг нервные импульсы от органов чувств и внутренних органов, называются …
3. Нейроны, передающие нервные импульсы от мозга к мышцам и железам ....
4. Путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса, называют …
5. На передней и задней сторонах спинной мозг имеет …, делящие его на правую и левую половины.
6. В центре спинного мозга проходит …, заполненный спинномозговой жидкостью.
7. От каждого сегмента спинного мозга, отходит пара спинномозговых нервов, начинающихся двумя корешками ....
8. Основные функции спинного мозга ... .
9. Головной мозг делят на три отдела ...
10. Сверху большие полушария головного мозга покрывает серое вещество, называемое ...

Задание №2. Выберите правильный ответ.

  1. Рефлексом называют реакцию организма в ответ на раздражение:

а) вставочных нейронов, б) двигательных, в) рецепторов, г) непосредственно мышц.

  1. Нервная клетка в организме человека осуществляет функцию: а) защитную, б) двигательную, в) транспорта веществ, г) проведения возбуждения.
  2. Свойства нервной ткани:

а) возбудимость и сократимость, б) возбудимость и проводимость, в) сократимость, г) возбудимость

  1. нервная система состоит из клеток: а) аксонов, б) нейронов, в) дендритов, г) медиаторов.
  2. При поражении передних корешков спинного мозга нога:

а) чувствует, но не двигается, б) немеет, в) чувствует и двигается. г) двигается, но не чувствует.

6) Автономная (вегетативная) нервная система регулирует работу: а) скелетных мышц; б) внутренних органов; в) скелетных мышц и внутренних органов.

  1. Слуховая зона расположена в:

а) зрительной доле, б) височной, в) затылочной, г) теменной.

  1. Ствол мозга – это:

а) часть спинного мозга; б) отдел головного мозга; в) отделы головного мозга.

9). Таламус представляет собой:

а) железу внутренней секреции, б) железу внешней секреции;

в) отдел промежуточного мозга; г) гормон, выделяемый гипофизом.

10) Пищеварительный центр расположен: а) в продолговатом мозге; б) в мозжечке; в) в коре больших полушарий; г) в гипофизе.

11) Нервные узлы – это: а) тела нервных клеток, лежащие за пределами ЦНС, б) аксон одного нейрона, в) скопления тел нейронов, г) проводящие пути спинного мозга.

12) Центральная нервная система образована:

а) спинной и головной мозг; б) нервы; в) головной мозг и нервы; г) нервы, нервные узлы и нервные окончания.

13) Возбуждение от рецепторов к ЦНС передается по: а) телу нервной клетки, б) чувствительным нейронам; в) двигательным;

г) вставочным.

14 . Сколько пар спинномозговых нервов отходит от спинного мозга?

а) 31; б) 10; в) 12; г) 15.

15. Где находится кожно- мышечная зона?

а) затылочная доля; б) теменная доля; в) лобная; 4) височная.

Задание №3. Установите соответствие между особенностями строения и функциями отделов головного мозга.

  • строения и функции: 1) Является продолжением спинного мозга. 2) Постоянно посылает импульсы к скелетным мышцам. 3) Обеспечивает выработку ориентировочных рефлексов.

4) Регулирует дыхание, пищеварение, сердечно-сосудистую деятельность.

5) Обеспечивает защитные рефлексы: чихание, кашель, рвоту.

Отделы мозга: А) средний мозг Б) продолговатый мозг

Задание №4. Вставьте пропущенные слова.

Мост является продолжением …мозга. Через него идут нервные …, связывающие … и… мозг с продолговатым и… мозгом. От моста отходят …. нервы.

Эталон ответов на контрольно-измерительный материал по теме: «Периферическая нервная система»

Вариант 1.

Задание 1.

1. Центральная и периферическая нервная система.

2. Нервы.

3. Рефлекс.

4. Серое и белое вещество.

5. Нервные узлы.

6. Чувствительная зона коры.

7. Продолговатый мозг.

8. Мозжечок.

9. Лобная доля коры.

10. Соматический отдел.

Задание 2.

1а; 2б; 3г; 4в; 5а; 6в; 7в; 8в; 9а; 10в; 11а; 12а; 13а; 14а; 15в.

  • 3. А) 2;3. Б) 1;4;5.

Задание 4. Спинной мозг состоит из белого вещества, находящегося по краям и серого вещества, расположенного в центре в виде бабочки. В передних рогах серого вещества спинного мозга расположены исполнительные нейроны, а в задних рогах – чувствительные. Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции.

Вариант 2.

Задание 1.

1. Нервный импульс.

2. Чувствительные.

3. Двигательные или исполнительные.

4. Рефлекторная дуга.

5. Борозда.

6. Спинномозговой канал.

7. Передние и задние корешки.

8. Рефлекторная и проводниковая.

9. Задний, средний и передний.

10. Кора.

Задание 2.

1в; 2 г; 3б; 4б; 5а; 6б; 7б; 8в; 9в; 10а; 11а; 12 а; 13 б; 14 в; 15 б.

Задание 3.

А) 2,3. Б) 1,4,5.

Задание 4.

Мост является продолжением спинного мозга. Через него идут нервные пути, связывающие полушарии мозжечка и спинной мозг с продолговатым и средним мозгом. От моста отходят черепно- мозговые нервы.

3. Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Черепно-мозговые нервы»

Вариант № 1

I. Выберите один верный ответ:

1. I, II, VIII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:

а) чувствительными

б) двигательными

в) смешанными

г) содержащими симпатические волокна

2. Ресничную мышцу  и мышцу, суживающую зрачок, иннервирует нерв:

а) зрительный

б) глазодвигательный

в) блоковой

г) отводящий

3. Верхнюю косую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:

а) зрительный

б) глазодвигательный

в) блоковой

г) отводящий

4. Кожа большей части лица иннервируется чувствительными волокнами нерва:

а) блуждающего

б) языкоглоточного

в) лицевого

г) тройничного

5.Иннервация трапециевидной и грудино-ключично-сосцевидной мышцы осуществляется парой ЧМН:

а) 9

б) 10

в) 11

г) 12

 6. Какую функцию выполняет улитковая часть VIII пары ЧМН:

а) зрительную

б) обонятельную

в) слуховую

г) вкусовую

7. Ядра лицевого нерва расположены:

а) в четверохолмии

б) в мосту заднего мозга

в) в ножках мозга

г)  в продолговатом мозге

8. Какие пары ЧМН имеют вегетативные волокна:

а) 3 и 9 пары

б) 1 и 2 пары

в) 11 и 12 пары

г) 4 и 6 пары

9. Какой нерв иннервирует подъязычные и поднижнечелюстные слюнные железы:

а) тройничный

б) лицевой

в) языкоглоточный

г) подъязычный

10. Какой нерв обеспечивает вкусовую иннервацию задней трети языка:

а) подъязычный

б) лицевой

в) языкоглоточный

г) тройничный

II. Выберите два верных ответа:

1. Тройничный нерв образует следующие ветви:

а) затылочный

б) ушной

в) верхнечелюстной

г) нижнечелюстной

2. Какие черепные нервы проходят через яремное отверстие:

а) лицевой

б) добавочный нерв

в)  преддверно-улитковый нерв

г)  блуждающий нерв

3. Какие нервы иннервируют мышцы глазного яблока:

а) блоковой

б) тройничный

в) отводящий

г) добавочный

4. Какие из смешанных нервов имеют в своем составе сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:

а) лицевой (VII пара)

б) блуждающий (X пара)

в) тройничный (V пара)

г) глазодвигательный (III пара)

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Черепно-мозговые нервы»

Вариант № 2

I. Выберите один верный ответ:

1. IV, VI, XI, XII пары ЧМН по составу волокон и функции являются:

а) чувствительными

б) двигательными

в) смешанными

г) содержащими парасимпатические волокна

2. Все мимические мышцы лица и часть мышц шеи иннервирует нерв:

а) тройничный

б) языкоглоточного

в) лицевой

г) добавочный

3. Слизистая оболочка полости рта, носа, придаточных пазух, зубы и десны иннервируются чувствительными волокнами нерва:

а) блуждающего

б) языкоглоточного

 в) лицевого

 г) тройничного

4. Чувствительная и вкусовая иннервация слизистой оболочки задней трети языка обеспечивается нервом:

 а) языкоглоточного

 б) тройничного

 в) подъязычным

 г) лицевым

5. Укажите мышцу, которую иннервирует блоковой нерв:

а) верхняя косая мышца глаза

б) нижняя косая мышца глаза

в) латеральная прямая мышца глаза

г) медиальная прямая мышца глаза

6. Какой из этих нервов имеет только чувствительные волокна:

а) отводящий

б) обонятельный

в) глазодвигательный

г) блуждающий.

7. Где располагаются ядра подъязычного нерва:

а) в  среднем мозге

б) в промежуточном мозге

в)  в продолговатом мозге

г) в заднем мозге.

8. Какой ветвью тройничного нерва иннервируется кожа ушной раковины, щека, зубы нижней челюсти:

а) лицевым нервом

б) глазным

в) верхнечелюстным

г) нижнечелюстным

9. Ветви,  какого нерва обеспечивают  иннервацию сердца:

а) подъязычного

б) языкоглоточного

в) блуждающего

г) добавочного

10. Какой нерв иннервирует жевательные мышцы:

а) тройничный

б) лицевой

в) языкоглоточный

г) подъязычный

II. Выберите два верных ответа:

1.Укажите ядра  черепных нервов, которые располагаются в мосту заднего мозга:

а) VII-я пара черепных нервов

б) IX-я пара черепных нервов

в) VI-я пара черепных нервов

г) X-я пара черепных нервов

2. Укажите функции преддверно-улиткового нерва – VIII пары ЧМН

а) формирование обоняния

б) формирование вкуса

в) формирование слуха

г) регуляция положения тела в пространстве

3. Какие нервы проходят через верхнюю глазничную щель

а)  зрительный

б) блоковой нерв

в) отводящий нерв

г) добавочный

4. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают иннервацию слюнных желез:

а) лицевого (VII пара)

б) языкоглоточного (IX пара)

в) блуждающего (X пара)

г) подъязычного (XII пара)

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Черепно-мозговые нервы»

Вариант № 3

I. Выберите один верный ответ:

1. В составе VII, IX, X пар ЧМН отсутствуют волокна:

а) чувствительные

б) двигательные

в) смешанные

г) парасимпатические

2. Латеральную прямую мышцу глазного яблока иннервирует нерв:

а) глазодвигательный

б) блоковой

в) отводящий

г) зрительный

3. Какая пара ЧМН выходит через канал подъязычного нерва в основании затылочных мыщелков:

а) 9

б) 10

в) 11

г) 12

4. Какой из этих нервов имеет только двигательные волокна:

а) преддверно-улитковый нерв

б) подъязычный нерв

в) блуждающий нерв

г)  глазодвигательный нерв.

5. Какой из этих нервов имеет парасимпатические волокна:

а) языкоглоточный нерв

б) зрительный нерв

в) отводящий нерв

г) добавочный нерв

6. В каком отделе головного мозга расположены ядра  глазодвигательного и блокового нервов:

а) промежуточном

б) заднем

в) среднем

г) продолговатом.

7.Иннервация органов грудной и брюшной полостей осуществляется следующим нервом:

а) добавочным

б) срединным

в) блуждающим

г) седалищным

8. Вкусовая чувствительность передней 2/3 языка обеспечивается:

а) подъязычным нервом

б) лицевым нервом

в) тройничным нервом

г) обонятельным нервом

9. Сколько пар черепно-мозговых нервов:

а) 13 пар

б) 32 пары

в) 31 пара

г) 12 пар

10. Какой нерв иннервирует грудинно-ключично-сосцевидную мышцу:

а) подъязычный нерв

б) добавочный нерв

в) лицевой нерв

г) тройничный нерв.

II. Выберите два верных ответа:

1. Укажите  нервные волокна, имеющиеся в составе глазодвигательного нерва:

а) двигательные волокна

б) чувствительные волокна

в) симпатические волокна

г) парасимпатические волокна

2. Какие из этих нервов имеют  чувствительные волокна:

а) отводящий

б) обонятельный

в) зрительный

г) блуждающий

3. Ядра, каких нервов располагаются в ножках среднего мозга:

а) III пара

б) IV пара

в) V пара

г) VII пара

4. Какие нервы обеспечивают иннервацию мышц головы – жевательных и мимических:

а) блуждающий (X пара)

б) добавочный (XI пара)

в) тройничный (V пара)

г) лицевой (VII пара)

Контрольно-измерительные материалы по теме:

«Черепно-мозговые нервы»

Вариант № 4

I. Выберите один верный ответ:

1. Жевательные мышцы иннервирует нерв:

а) лицевой

б) тройничный

в) отводящий

г) языкоглоточный

2. Все мышцы языка и некоторые мышцы шеи иннервируются нервом:

а) языкоглоточным

б) подъязычным

в) блуждающим

г) добавочным

3. Укажите мышцу, которую иннервирует отводящий нерв:

а) верхняя прямая мышца глаза

б) нижняя косая мышца глаза

в) латеральная прямая мышца глаза

г) верхняя косая мышца глаза

4. Какой нерв иннервирует большую часть мышц глазного яблока:

а) глазодвигательный

б) блоковой

в) отводящий

г) глазная ветвь тройничного нерва

5. Где расположены рецепторы обонятельного нерва:

а) в полости носа

б) в полости рта

в) в полости глазницы

г) в полости уха

6. Блоковой, отводящий, добавочный и подъязычный нервы по составу волокон и функции являются:

а) чувствительными

б) двигательными

в) смешанными

г) симпатическими

7. Ядра  9, 10, 11, 12 пар ЧМН расположены:

а) в спинном мозге

б) в ножках среднего  мозга

в) в мозжечке

г) в продолговатом мозге

8. Какой нерв иннервирует мышцу, суживающую зрачок:

а) отводящий

б) блоковой

в) глазодвигательный

г) зрительный

9. Какой нерв иннервирует зубы верхней и нижней челюсти:

а) лицевой

б) тройничный

в) блуждающий

г) подъязычный

10. Какой нерв иннервирует околоушную слюнную железу:

а) языкоглоточный

б) лицевой

в) блуждающий

г) верхнечелюстной

II. Выберите два верных ответа:

1. Через яремное отверстие в  основании черепа выходят нервы:

а) языкоглоточный

б) блуждающий

в) подъязычный

г) лицевой

2. Подкорковые центры зрительного нерва (II пары ЧМН) и улитковой части

(VIII пары ЧМН) нерва находятся:

а) мозжечок

б) продолговатый мозг

в) крыша среднего мозга (четверохолмие)

г) коленчатые тела промежуточного мозга

3. Парасимпатические волокна, каких нервов обеспечивают вкусовую чувствительность языка:

а) глазодвигательного

б) лицевого

в) языкоглоточного

г) блуждающего

4. В какие черепно-мозговые нервы входят сразу три вида волокон – чувствительные, двигательные и парасимпатические:

а) лицевой

б) тройничный

в) языкоглоточный

г) глазодвигательный

Эталон ответа на контрольно-измерительные материалы

по теме: «Черепно-мозговые нервы»

Вариант № 1

Вариант № 2

Вариант № 3

Вариант № 4

Выберите один верный ответ:

1 – а

2 – б

3 – в

4 – г

5 – в

6 – в

7 – б

8 – а

9 – б

10 - в

Выберите один верный ответ:

1 – б

2 – в

3 – г

4 – а

5 – а

6 – б

7 – в

8 – г

9 – в

10 - а

Выберите один верный ответ:

1 – в

2 – в

3 – г

4 – б

5 – а

6 – в

7 – в

8 – б

9 – г

10 - б

Выберите один верный ответ:

1 – б

2 – б

3 – в

4 – а

5 – а

6 – б

7 – г

8 – в

9 – б

10 - а

Выберите два верных ответа:

1 – в, г

2 – б, г

3 – а, в

4 – а, б

Выберите два верных ответа:

1 – а, в

2 – в, г

3 – б, в

4 – а, б

Выберите два верных ответа:

1 – а, г

2 – б, в

3 – а, б

4 – в, г

Выберите два верных ответа:

1 – а, б

2 – в, г

3 – б, в

4 – а, в

Заполнить таблицу «черепно-мозговые нервы»

Пара ЧМН

Название нерва

Функциональная

характеристика

Место расположения ядер

Место выхода нерва из черепа

Область иннервации

I

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

VI

 

 

 

 

 

VII

 

 

 

 

 

VIII

 

 

 

 

 

IX

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

XI

 

 

 

 

 

XII

 

 

 

 

 

Эталон ответа на таблицу «Черепномозговые нервы»

Пара ЧМН

Название нерва

Функциональная

характеристика

Место расположения ядер

Место выхода нерва из черепа

Область иннервации

I

Обонятельный

Чувствительный

Не имеет ядер

Из полости носа через отверстия в продырявленной пластинке решетчатой кости в череп

Восприятие запахов

II

Зрительный

Чувствительный

Не имеет ядер

Из глазницы через зрительный канал в полость черепа

Формирование зрения

III

Глазодвигательный

Смешанный

Средний мозг (ножки)

Верхняя глазничная щель

Двигательные волокна - мышцу, поднимающую верхнее веко.

Мышцы глазного яблока: прямые – верхнюю, нижнюю, внутреннюю и нижнюю косую мышцы.

Парасимпатические волокна – мышцу, суживающую зрачок и ресничную мышцу.

IV

Блоковый

Двигательный

Средний мозг (ножки)

Верхняя глазничная щель

Верхнюю косую мышцу глазного яблока.

V

Тройничный

Смешанный

 

 

 

В мосту заднего мозга

1-ая ветвь – глазной нерв - верхняя глазничная щель

2-ая ветвь – верхнечелюстной – круглое отверстие клиновидной кости

3-я ветвь – нижнечелюстной – овальное отверстие клиновидной кости

Глазной нерв - кожу лба, пазухи носа, кроме верхнечелюстной, глазное яблоко, верхнее веко.

Верхнечелюстной –

верхнечелюстную пазуху  и решетчатые ячейки, слизистую полости носа, небо, зубы верхней челюсти.

Нижнечелюстной –

чувствительные волокна иннервируют кожу ушной раковины, щеку, нижние зубы и язык.

 Двигательные волокна иннервируют  жевательные мышцы.

VI

Отводящий

Двигательный

В мосту заднего мозга

Из черепа через верхнюю глазничную щель в глазницу

Наружную (латеральную) прямую мышцу глазного яблока.

VII

Лицевой

Смешанный

В мосту заднего мозга

Через шилососцевидное отверстие из черепа

Двигательные волокна - мимические мышцы лица. Мышцы шеи: подкожную и двубрюшную.

Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность передней 2/3 языка. Парасимпатические волокна иннервируют  поднижнечелюстную и подъязычную слюнные железы.

 

VIII

Преддверно-улитковый

Чувствительный

В мосту заднего мозга

Через внутреннее слуховое отверстие височной кости

Преддверная часть – регулирует положение тела в пространстве и координацию движений.

Улитковая часть – формирует слух.

IX

Языкоглоточный

Смешанный

Продолговатый мозг

Яремное отверстие

Двигательные волокна -  иннервируют мышцы глотки. Чувствительные волокна обеспечивают вкусовую чувствительность задней трети   языка. Парасимпатические  волокна - околоушную слюнную железу.

 

X

Блуждающий

Смешанный

Продолговатый мозг

Яремное отверстие

Осуществляет парасимпатическую иннервацию органов и сосудов начиная с области шеи, грудной и брюшной полостей до сигмовидной кишки.

XI

Добавочный

Двигательный

Продолговатый мозг

Яремное отверстие

Грудинно-ключично-сосцевидную мышцу шеи и трапециевидную.

XII

Подъязычный

Двигательный

Продолговатый мозг

Канал подъязычного нерва

Мышцы языка и шеи, расположенные ниже подъязычной кости.

 

Категория: Медицинские дисциплины | Добавил: svetlanaivanskaya (01.11.2018) | Автор: Соловьева Любовь Ильинична E W
Просмотров: 33 | Теги: Черепные нервы, Спинномозговые нервы, Периферическая нервная система | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0