Экология - Каталог статей - Центр дистанционной сертификации педагогов и обучающихся "ФГОС-ПРОФЕССИОНАЛ"
Рассчёт результатов.
Пожалуйста, подождите..
Загрузка
Пожалуйста, подождите..

Рабочая программа учебной дисциплины Экология

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Владимирской области "Ковровский транспортный колледж"; город Ковров; автор Лебедева Ирина Евгеньевна, преподаватель биологии, географии, специальных дисциплин; 2018 год; 25 страниц.

Скачать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» предназначена для изучения экологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых  к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Экология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).

Рабочая программа дисциплины «Экология» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, реализуемого в пределах ППССЗ для специальности среднего профессионального образования  40.02.02 – Правоохранительная деятельность и с учетом Примерной программы по дисциплине «Экология» (Авторы – П.М. Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, доцент; Е. В. Титов, профессор кафедры естествознания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, доцент; Е. В. Колесова, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук; Я. В. Скворцова, преподаватель высшей педагогической категории). (Части 7,10 статьи 12 ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»).

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
  • овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
  • воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
  • использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Согласно Рекомендациям по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), в соответствии с базисным учебным планом и примерными учебными планами для профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы общего образования, экология изучается с учётом профиля получаемого профессионального образования.

Экология — научная дисциплина, изучающая все аспекты взаимоотношений живых организмов и среды, в которой они обитают, а также последствия взаимодействия систем «общество» и «природа», условия недопущения либо нейтрализации этих последствий. Объектами изучения экологии являются живые организмы, в частности человек, а также системы «общество» и «природа», что выводит экологию за рамки естественно-

научной дисциплины и превращает ее в комплексную социальную дисциплину. Экология на основе изучения законов взаимодействия человеческого общества и природы предлагает пути восстановления нарушенного природного баланса. Экология, таким образом, становится одной из основополагающих научных дисциплин о взаимоотношениях природы и общества, а владение экологическими знаниями является одним из необходимых условий реализации специалиста в любой будущей

профессиональной деятельности. Основу содержания учебной дисциплины «Экология» составляет концепция устойчивого развития. В соответствии с ней выделены содержательные линии: экология как научная дисциплина и экологические закономерности; взаимодействие систем «природа» и «общество»; прикладные вопросы решения экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития; методы научного познания в экологии:

естественнонаучные и гуманитарные аспекты. Учебная дисциплина «Экология» изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, базируется на знаниях обучающихся, полученных при изучении биологии, химии, физики, географии в основной школе. При отборе содержания учебной дисциплины «Экология» использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.

В целом, учебная дисциплина «Экология», в содержании которой ведущим компонентом являются научные знания и научные методы познания, не только позволяет сформировать у обучающихся целостную картину мира, но и пробуждает у них эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, готовность к выбору действий определенной направленности, умение критически оценивать свои и чужие действия и поступки.

3. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Принадлежность к предметной области ФГОС СОО: учебная дисциплина «Экология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования; изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППССЗ).

3.2. Место учебной дисциплины в учебном плане ОПОП СПО: входит в состав общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО социально - экономического профиля профессионального образования.

4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Предметные:

  • сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;
  • сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
  • владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
  •  владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
  • сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
  • сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

Личностные:

  • устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
  • готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
  • объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
  • умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
  • готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;

Метапредметные :

  • овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
  • применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
  •  умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач.
 

Общенаучные компетенции

Метапредметные результаты

 

Блок самоорганизации

ОК.1.Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Регулятивные

  • - Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; осуществлять, контролировать и корректировать деятельность: использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

- Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей.

- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Блок коммуникативный

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания.

 

Коммуникативные

- Умение продуктивно общаться и  взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты.

- Владение языковыми средствами – умение ясно, логично излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Блок самообучения

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

- Владение навыками познавательной учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

 

5. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

 

     лабораторные работы

-

     практические занятия

8

     контрольные работы

-

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

 

подготовка докладов, сообщений, работа с источниками социальной информации

18

 

Итоговая аттестация в форме контрольной работы

 

6.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Максимальная

учебная нагрузка,

ч.

Аудиторные занятия, ч.

Самостоя-

тельная работа

студента,

ч.

Всего

Теорети-ческие занятия

Практические занятия, лабораторные работы

 

1

2

3

4

5

Введение

2

2

2

 

 

Раздел 1. Экология как научная дисциплина

12

8

6

2

4

Тема 1.1. Среда обитания и факторы среды

2

2

2

 

 

Тема 1.2. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние

2

2

2

 

 

Практическое занятие № 1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

4

2

 

2

2

Тема 1.3. Экологические проблемы

4

2

2

 

2

РАЗДЕЛ 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

18

12

10

2

6

Тема 2.1. Среда обитания человека, её компоненты

2

2

2

 

 

Тема 2.2. Городская среда

16

10

8

2

6

Тема 2.2.1. Городская квартира: требования к её экологической безопасности

2

2

2

 

 

Практическое занятие № 2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы

4

2

 

2

2

Тема 2.2.2. Шум и вибрация в городских условиях

2

2

2

 

 

Тема 2.2.3. Экологические вопросы строительства в городе

4

2

2

 

2

Тема 2.3. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности

4

2

2

 

2

Раздел 3. Концепция устойчивого развития

10

6

4

2

4

Тема 3.1. Концепция устойчивого развития: история возникновения, основные положения

4

2

2

 

2

Тема 3.2. Способы решения экологических проблем в рамках концепции "Устойчивость и развитие"

2

2

2

 

 

Практическое занятие № 3. Решение экологических задач на устойчивость и развитие

4

2

 

2

2

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

10

6

4

2

4

Тема 4.1. Природоохранная деятельность в России

4

2

2

 

2

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана

2

2

2

 

 

Практическое занятие № 4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

4

2

 

2

2

Промежуточная аттестация.

Контрольная работа.

2

2

2

 

 

Всего по 1 семестру

54

36

28

8

18

ИТОГО

54

36

28

8

18

7. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (ПО РАЗДЕЛАМ СОДЕРЖАНИЯ)

 

РАЗДЕЛЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

ХАРАКТЕРИТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

- Знакомство с объектом изучения экологии;

- определение роли экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей;

- демонстрация значения экологии при освоении профессий

и специальностей среднего профессионального образования.

Раздел 1. Экология как научная дисциплина

- Умение выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм;

- получение представлений о популяции, экосистеме, биосфере;

- знакомство с предметом изучения социальной экологии;

-  умение выделять основные черты среды, окружающей человека;

- умение выявлять региональные экологические проблемы

и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий воздействия на окружающую среду.

- умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу;

Раздел 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность

- Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов;

 - умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу;

- знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды;

- знакомство с характеристиками городской квартиры как

основного экотопа современного человека;

- умение определять экологические параметры современного человеческого жилища;

- знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений в условиях города;

- знание основных экологических характеристик среды обитания человека в условиях сельской местности.

Раздел 3. Концепция устойчивого развития

- Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения;

- умение формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие»;

- знание основных способов решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;

- умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость.

- умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде.

Раздел 4. Охрана природы

- Знание  основных типов организаций, способствующих охране природы;

- умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

 

 

 

8. Содержание учебной дисциплины

Введение                                                                                                                                               2ч.

Объект изучения экологии — взаимодействие живых систем. Роль экологии в формировании современной картины мира и в практической деятельности людей. Значение экологии в освоении профессий и специальностей среднего профессионального образования.

РАЗДЕЛ 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Тема 1.1.  Среда обитания и факторы среды                                                                                     2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятие «среда обитания»;
  • иметь представление о: факторах среды; популяции, экосистеме, биосфере;
  • уметь выявлять общие закономерности действия факторов среды на организм.

            Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Понятие о популяции, экосистеме, биосфере.

Тема 1.2. Среда, окружающая человека, её специфика и состояние                                             2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятие «загрязнение среды»;
  • иметь представление о: предмете изучения социальной экологии;
  • уметь: выделять основные черты среды, окружающей человека, определять её состояние.

            Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Понятие «загрязнение среды».

 

Практическое занятие № 1.  Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося                                                                         2ч.

В результате выполнения практической работы студенты должны:

  • уметь: описывать антропогенные изменения в естественных природных ландшафтах окружающей местности; предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу; пользоваться основными методами научного познания: описанием, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране.

Выявление и описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. Поиск возможных путей снижения антропогенного воздействия на природу.

Тема 1.3. Экологические проблемы                                                                                                  2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятия: «региональные проблемы», «глобальные проблемы»;
  • иметь представление о причинах возникновения глобальных экологических проблем;
  • уметь выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий воздействия на окружающую среду.

            Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Региональные экологические проблемы: причины их возникновения, возможные пути снижения последствий воздействия на окружающую среду.

РАЗДЕЛ 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Тема 2.1. Среда обитания человека, её компоненты                                                                        2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятия: «окружающая среда», «естественная среда обитания человека», «искусственная среда обитания человека», «комфорт среды обитания», «социальная среда»;
  • знать: особенности среды обитания человека и её компоненты; основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды;
  • уметь формировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «комфорт среды обитания человека», получаемым из разных источников, включая рекламу.

            Окружающая человека среда: понятие, особенности, компоненты. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Естественная и искусственная среды обитания человека. Понятие о «комфорте среды обитания». Социальная среда.

Тема 2.2. Городская среда                                                                                                                   8ч.

Тема 2.2.1. Городская квартира: требования к её экологической безопасности                          2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятие: «жилищный комфорт»;
  • иметь представление о: характеристиках городской квартиры как основного экотопа современного человека; веществах загрязнителях жилища, их влиянии на организм человека; санитарных нормативах, регламентирующих качество жилой среды.

Понятие о жилищном комфорте. Характеристики городской квартиры как основного экотопа современного человека (типы квартир и их оборудование, состояние воздушной среды, благоприятный микроклимат). Загрязнение жилища: вещества, последствия для человека. Санитарные нормативы, регламентирующие качество жилой среды.

Практическое занятие № 2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы          2ч.

В результате выполнения практической работы студенты должны:

  • уметь определять: экологические параметры современного человеческого жилища, его экологического состояния и предлагать способы улучшения «здоровья» жилища.

Определение экологических параметров современного человеческого жилища, его экологического состояния и предложение способов улучшения «здоровья» жилища.

Тема 2.2.2. Шум и вибрация в городских условиях                                                                         2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятия: «шум», «шумовое загрязнение», «вибрация»;
  • знать: основные источники антропогенного шума и вибрации; экологические требования к уровням шума и вибрации;
  • иметь представление о способах защиты от шума и вибрации в городских условиях.

Понятия «шум», «шумовое загрязнение», «вибрация». Основные источники антропогенного шума и вибрации. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека. Экологические требования к уровню шума, вибрации. Способы защиты от шума и вибрации в городских условиях.

 Тема 2.2.3. Экологические вопросы строительства в городе                                                         2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • знать экологические требования к организации строительства жилых и нежилых помещений в условиях города;
  • иметь представление о: материалах, используемых в строительстве жилых домов и нежилых помещений, их экологической безопасности, методах контроля за качеством строительства.

Экологические требования к организации жилых и нежилых помещений в условиях города. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений, их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства.

Тема 2.3. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности                     2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • знать основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности;
  • иметь представление об экологических проблемах, связанных с сельским хозяйством.

 Основные экологические характеристики среды обитания человека в условиях сельской местности. Экологические проблемы, связанные с сельским хозяйством.

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Тема 3.1. Концепция устойчивого развития: история возникновения, основные положения    2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • усвоить понятия «устойчивость», «устойчивое развитие»;
  • знать основные положения концепции устойчивого развития и причин её возникновения;
  • уметь формулировать собственную позицию по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

 Понятие об устойчивости и устойчивом развитии. Концепция устойчивого развития: причины её возникновения, основные положения. Формирование и высказывание собственной позиции по отношению к сведениям, касающимся понятия «устойчивое развитие».

Тема 3.2. Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»                                                                                                                                                    2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • оперировать понятиями: «экологический след», «индекс человеческого развития»;
  • знать основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие»;
  • иметь представление о экономическом, социальном, культурном и экологическом способах устойчивости, их взаимодействии и взаимовлиянии.

              Основные способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние. Экологический след и индекс человеческого развития.

Практическое занятие № 3. Решение экологических задач на устойчивость и развитие             2ч.

В результате выполнения практической работы студенты должны:

  • уметь: вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде; определять свой «экологический след» на планете.

Вычисление индекса человеческого развития по отношению к окружающей среде. Определение своего «экологического следа» на планете.

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

Тема 4.1. Природоохранная деятельность в России                                                                         2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • знать основные типы организаций, способствующих охране природы;
  • иметь представление о (об): особо охраняемых природных территориях и их законодательном статусе; экологических кризисах и экологических ситуациях; природно - территориальных аспектах экологических проблем.

Типы организаций, способствующих охране природы. Особо охраняемые территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

Тема 4.2. Природные ресурсы и их охрана                                                                                       2ч.

В результате изучения темы студенты должны:

  • знать способы охраны природных ресурсов;
  • иметь представление о: способах охраны лесных ресурсов в России; возможностях управления экологическими системами.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биоценозов).

Практическое занятие № 4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы                                                                                                                                 2ч.

В результате выполнения практической работы студенты должны:

  • уметь проводить сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа.                                                                           2ч.

ТЕМАТИКА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ, СООБЩЕНИЙ, РЕФЕРАТОВ

1. Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

2. Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

3. Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

4. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

5. Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

6. История и развитие концепции устойчивого развития.

7. Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

8. Основные экологические приоритеты современного мира.

9. Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем.

10. Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

11. Популяция как экологическая единица.

12. Причины возникновения экологических проблем в городе.

13. Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

14. Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

15. Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

16. Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

17. Система контроля за экологической безопасностью в России.

18. Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

19. Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

20. Структура экологической системы.

21. Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

22. Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

23. Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

24. Современное экологическое состояние г. Коврова.

25. Влияние деятельности человека на биосферу (на примере Чернобыльской катастрофы).

26. Экологические проблемы народонаселения.

27. Рукотворные катастрофы.

28. Международная правовая система охраны окружающей среды.

9. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Раздел, тема

Виды самостоятельной работы

Количество часов

РАЗДЕЛ 1. ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

4

Практическое занятие № 1. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося

1. Оформить отчёт, ответить на контрольные вопросы (по материалам методических указаний по выполнению практического занятия №1).

2. Подготовить доклады по темам:

«Современное экологическое состояние г. Коврова» , «Причины возникновения экологических проблем в городе», используя дополнительную литературу.

2

Тема 1.3. Экологические проблемы

1. Заполнить таблицу «Глобальные экологические проблемы», используя дополнительную литературу.

2. Подготовить доклады по темам: «Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение», «Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения», используя дополнительную литературу.

2

РАЗДЕЛ 2. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

6

Практическое занятие № 2. Описание жилища человека как искусственной экосистемы

1. Оформить отчёт, ответить на контрольные вопросы (по материалам методических указаний по выполнению практического занятия №2).

2

Тема 2.2.3. Экологические вопросы строительства в городе

1. Заполнить таблицу «Экологическая безопасность строительных материалов», используя дополнительную литературу.

2

Тема 2.3. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности

1. Подготовить доклады по темам:

«Причины возникновения экологических проблем в сельской местности», «Экологические проблемы, связанные с сельским хозяйством, способы их решения», используя дополнительную литературу.

2

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

4

Тема 3.1. Концепция устойчивого развития: история возникновения, основные положения

1. Подготовить доклады по темам:

 «История и развитие концепции устойчивого развития», «Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития», используя дополнительную литературу.

2

Практическое занятие № 3. Решение экологических задач на устойчивость и развитие

1. Оформить отчёт, ответить на контрольные вопросы (по материалам методических указаний по выполнению практического занятия № 3).

2

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

 

4

Тема 4.1. Природоохранная деятельность в России

1.Подготовить доклады по темам: «Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России: возможные способы решения проблем», «Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы», «Международная правовая система охраны окружающей среды», используя дополнительную литературу.

2

Практическое занятие № 4. Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы

1. Оформить отчёт, ответить на контрольные вопросы (по материалам методических указаний по выполнению практического занятия № 4).

2

Итого:

 

18

 

10. Учебно-методические и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины «ЭКОЛОГИЯ»

10.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места (по количеству обучающихся);
  • рабочее место преподавателя;
  • наглядные пособия: демонстрационные плакаты; раздаточный материал;
  • учебные фильмы, презентации по некоторым разделам дисциплины.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран.

10.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Базовая:

1. Экологические основы природопользования : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. обр. / В.М. Константинов, Ю.Б. Челидзе. –  14 – е изд. испр. –  М. : Академия ; НМЦ СПО, 2013. – 208с.

Основная:

1.Экология : учебник / В. Д. Валова (Копылова)  - 4- е изд., перераб. и доп. - М. : издательско - торговая корпорация "Дашков и Ко", 2012.- 360 с.

2. Марфенин Н. Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.

Дополнительная:

1. Экология: учеб. / Л. В. Передельский, В. И. Коробкин, О. Е. Приходченко. М.: ТК Велби, Изд – во Проспект, 2006. – 512 с.

2. Экология человека : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Б. Б. Прохоров. – 3 – е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.

3. Экология: Учеб. для вузов / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. – 2 – е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003.- 624 с.: ил.

Интернет – ресурсы:

1. www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).

2. www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).

3. www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

 

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Экология»

преподавателя ГБПОУ ВО «КТК» Лебедевой Ирины Евгеньевны

Рабочая программа дисциплины «Экология» разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, реализуемого в пределах ОПОП для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и с учётом примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Экология» для профессиональных образовательных организаций (Авторы – П.М. Скворцов, доцент кафедры методики обучения биологии Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук, доцент; Е. В. Титов, профессор кафедры естествознания Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, доцент; Е. В. Колесова, доцент кафедры экологического образования и устойчивого развития Московского института открытого образования, кандидат педагогических наук; Я. В. Скворцова, преподаватель высшей педагогической категории)  для специальности 40.02.02 - Правоохранительная деятельность социально – экономического профиля.

Рабочая программа дисциплины «Экология» имеет все разделы, предусмотренные примерной программой учебной дисциплины «Экология» специальностей среднего профессионального образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259). Рабочая программа дисциплины «Экология» составлена в соответствии с «методическими рекомендациями по составлению рабочих программ учебных дисциплин» ГБПОУ СПО «КТК».

На титульном листе рабочей программы указаны наименование образовательного учреждения, наименование учебной дисциплины, принадлежность рабочей программы дисциплины специальностям среднего профессионального образования, год разработки. Оборотная сторона титульного листа содержит сведения о составителе рабочей программы и рецензентах, здесь указан № протокола заседания ЦМК, на котором была рассмотрена и одобрена данная рабочая программа.

Пояснительная записка содержит информацию об области применения программы, общей характеристики учебной дисциплины, месте учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы, рекомендуемым количеством часов на освоение программы учебной дисциплины, результатах освоения программы, объёме учебной дисциплины и видах работы в соответствии с рабочим учебным планом специальности.

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов, тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам (темам). Здесь отражена максимальная учебная нагрузка обучающихся в объёме 54 часов, из них количество аудиторных часов – 36, часы, отводимые на практические работы – 8, на внеаудиторную самостоятельную работу – 18.

В разделе рабочей программы дисциплины «Экология» «Содержание учебной дисциплины» указаны названия разделов, тем (с указанием количества часов, отводимых для изучения данной темы), сформулированы требования к обучающимся при изучении конкретной темы. После названия темы следует её краткое содержание (выделяются дидактические единицы). При отборе дидактических единиц учтена значимость каждой темы учебной дисциплины для будущего специалиста. В данном разделе рабочей программы указаны номера, название практических работ. После названия практических работ следует их краткое содержание.

Разделы и темы рабочей программы дисциплины «Экология» в полной мере отражают основы курса с учётом профиля получаемого профессионального образования. При составлении содержания рабочей программы учебной дисциплины учитывалась её связь с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов.

В структуре рабочей программы дисциплины «Экология» прослеживается логическая последовательность в изучении дисциплины.

Виды самостоятельной работы обучающихся оформлены в рабочей программе дисциплины «Экология» на отдельном листе в виде таблицы, где указаны номера и наименования разделов (тем), количество часов, виды самостоятельной работы.

Список основной литературы составлен с учётом требований к обеспеченности учебной литературой профессиональных образовательных организаций, способствует практической реализации целей и задач дисциплины. Дополнительная литература предназначена для расширения, углубления базовых знаний обучающихся.

Программа может быть рекомендована к использованию в других профессиональных образовательных организациях, реализующих социально – экономический профиль подготовки.

 

Рецензент                  Мошталёва М. В., заместитель директора по НМР ГБПОУ ВО «КТК»

 

РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу по дисциплине «Экология»

преподавателя ГБПОУ ВО «КТК» Лебедевой Ирины Евгеньевны

Данная рабочая программа представляет собой программу для преподавания Экологии с элементами экологии в профессиональной образовательной организации, реализующей Социально - экономический профиль образования на базовом уровне.

Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе примерной программы учебной дисциплины «Экология» для подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.

Рабочая программа дисциплины «Экология» направлена на освоение обучающимися знаний о (об): особенностях среды обитания человека и экологической безопасности; экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни; о методах научного познания и умений, необходимых в повседневной жизни, для изучения смежных естественно – научных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла.

В программе учтена специфика учебного заведения и отражена практическая направленность курса. Для закрепления теоретических и приобретения практических навыков программой дисциплины предусмотрены практические занятия в объёме 6 часов.

Разделы и темы рабочей программы дисциплины «Экология» в полной мере отражают основы курса с учётом социально - экономического профиля получаемого профессионального образования. При отборе дидактических единиц и составлении содержания рабочей программы учебной дисциплины учтена её связь с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов, а также значимость каждой темы учебной дисциплины для будущего специалиста.

Программа отвечает современным требованиям к обучению и отражает современные тенденции в обучении и воспитании личности.

Рабочая программа учебной дисциплины «Экология» соответствует современному уровню развития науки, техники и производства.

Таким образом, данная рабочая программа учебной дисциплины «Экология» может быть рекомендована для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих социально - экономический профиль обучения.

 

Категория: Экология | Добавил: svetlanaivanskaya (18.10.2018) | Автор: Лебедева Ирина Евгеньевна E W
Просмотров: 51 | Теги: Рецензия, экология, учебной дисциплины, рабочая программа | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0